В последнее время развернулась острая дискуссия вокруг крайне болезненной темы – катастрофического распространения бедности среди населения. В России почти 20 млн человек относятся к категории бедных, заявил министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Число россиян с доходом ниже прожиточного минимума во втором квартале 2020 года достигло 19,9 млн человек, сообщал ранее Росстат. Сегодня поговорим на эту тему с Петровым Николаем Владиславовичем, студентом МГЮА им. О.Е. Кутафина, членом молодежного законотворческого совета Молодежного парламента при Государственной Думе РФ.
— Николай, какие подходы к определению бедности, на ваш взгляд, наиболее объективны? Можно ли считать бедными только людей с доходом ниже прожиточного минимума или это понятие шире?
— В мировой практике принято выделять три основные концепции определения бедности: это абсолютная концепция бедности, относительная концепция бедности и субъективная концепция бедности. В России официальным подходом к определению бедности принято рассматривать концепцию абсолютной бедности. Она базируется на том, что черта бедности – прожиточный минимум, то есть бедные это население с доходами ниже прожиточного минимума. Люди, которые испытывают прямой недостаток в потреблении наиболее сущностных, как правило, физиологических потребностей, таких как: питание, одежда, жилищные условия. Такой алгоритм расчета бедности, в привязке к прожиточному минимуму, называется монетарным, и, по мнению большинства экспертов, его нельзя признать корректным. Поэтому, я считаю, что наиболее объективным методом будет, если к монетарному методу добавить депривационный метод, который будет вычислять лишения, недополучения различных социальных благ. В этом случае бедным будет считаться человек или семья, чье потребление товаров и услуг не соответствует принятому в обществе стандарту.
А так, на данный момент, мы можем с уверенностью говорить, что люди, у которых доход выше прожиточного минимума, тоже могут считаться бедными, поскольку сейчас методика относит к бедным тех граждан, которые не могут получить минимум социальных благ и услуг, конкретный набор которых описан в потребительской корзине. Также не стоит забывать, а том что уровень бедности может отличаться в регионах нашей страны. Как показало исследование, в двух регионах доля бедных превышает 30%, а уровень бедности в 15% и выше демонстрируют 29 регионов. При этом наивысший уровень бедности отмечается в Республике Тыве (34,6%), что в три раза больше средне-российского уровня.
— Прошлой осенью Минтруд оценивал количество бедных в России в 20 млн человек (около 13,5% населения). Много это или мало? Какую цифру можно считать приемлемой?
— Не стоит забывать, что на данную цифру повлияла также пандемия коронавируса, из-за которой произошло снижение деловой активности и, как следствие, снижение реальных денежных доходов. Более того, стоит отметить, что антикризисные решения государства по поддержке необеспеченных слоев российского населения позволили компенсировать некоторое негативное влияние пандемии на уровень бедности. Но, на самом деле, данные официальной статистики не отражают реальной картины. По-настоящему бедных значительно больше. Недавно, в лаборатории Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы решили применить «метод лишений» для подсчета – использованный тем же Росстатом в экспериментальном порядке. И уровень бедности в России, таким образом, составляет порядка 24,8-25,2% (около 36 млн человек). То есть, почти вдвое больше официального.
Если говорить про «приемлемый» удельный вес населения с доходами ниже национальной черты бедности, то, посмотрев на развитые страны, мы можем увидеть цифры от 10-20 процентов. Поэтому, если исходить из оценки Росстата, то 13,5 процента (по сравнению с другими странами) немного, но если исходить из расчета, который был представлен ИНСАП, то эта цифра уже начинает настораживать.

Комментарии закрыты.