Надежные способы защиты от Реестра Недобросовестных Поставщиков (РНП): как предотвратить проблему участнику электронных закупок

32

Как избежать РНП и какие действия нужно совершить поставщику при возникновении подобной ситуации, рассказывает Екатерина Лизунова — Партнер ЮФ «LL.C-Право», которая более 10 лет руководит практикой «Недвижимость и строительство».

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) является самой большой неприятностью для подрядчика, работающего в сфере государственного и муниципального заказа. Это влечет существенные ограничения для участия в новых контрактах. Партнеры, банки, контрагенты могут оценить ваш новый статус как существенный риск для исполнения действующих договоров и заключения новых. К тому же «сидеть» в РНП придется два года, а такой большой срок несет необратимые последствия для бизнеса.

sud

Законом предусмотрено два основания для включения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП:

  • уклонение от заключения контракта;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.
    Сегодня мы предлагаем подробнее остановиться на втором пункте.

Само по себе неисполнение контракта или нарушение его исполнения не влечет автоматического включения вашей организации в РНП. Однако, такое поведение может стать причиной одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Очень часто своевременная коммуникация с заказчиком позволяет предотвратить принятие фатального для вас решения. Существуют разные причины срыва исполнения контракта, в том числе по причине отсутствия содействия самого заказчика. Но даже если вы сто раз не виноваты в просрочке выполнения работ или иных нарушениях, заказчик обязательно примет решение об одностороннем отказе, если будет находиться в неведении о существующих сложностях.

Подавляющее большинство дел о включении подрядчиков в РНП, в которых мы принимали участие, оказались прямым следствием плохой коммуникации сторон.

Рекомендация номер 1
Настроить в компании работу по своевременному и грамотному реагированию на обстоятельства, препятствующие качественному и своевременному выполнению работ. Эти обстоятельства можно условно разделить на три категории:

  • действительно ваши недоработки. Здесь, помимо именно ваших упущений, могут быть различные «подставы» от контрагентов (подвели поставщики, плохо отработали субподрядчики и др.). Правильно составленное (и отправленное!) письмо заказчику поможет снизить напряжение, и, что самое главное – доказать вашу добросовестность потом, на комиссии в антимонопольной службе. Если это возможно, лучше, конечно, по-быстрому все исправить. Но если нет – бывает гораздо эффективнее честно покаяться перед заказчиком, чем «уйти в аут». Запомните, при решении вопроса о включении в РНП оцениваются не столько причины неисполнения контракта и правомерность отказа заказчика от него, сколько то, пытался ли подрядчик вообще исполнить принятые на себя обязательства, действовал ли он при это добросовестно.
  • вина заказчика. Сообщайте заказчику обо всех проблемах, которые возникают у вас по его вине. Главное – письменно фиксировать как наличие самой проблемы, так и ваше сообщение о ней заказчику. Даже если очевидно, что заказчику известно о проблеме, не пренебрегайте проявлением внимания к этой ситуации, со своей стороны. При неполучении ожидаемого содействия заказчика приостановите выполнение работ (даже если к выполнению работ вы еще не приступили), ведь срок по контракту идет.
  • внешние обстоятельства. Бывает, что выполнение работ становится невозможным по каким-то внешним причинам, не связанным напрямую с поведением сторон. Письменно сообщите об этом заказчику и ждите от него указаний. Если указаний нет, а начать работу так и не получается, приостановитесь. И также сообщите о своей приостановке заказчику.

Рекомендация №2
Всегда держите руку на пульсе: ежедневно мониторьте свой личный кабинет в ЕИС, проверяйте почту, чтобы не пропустить такое важное событие, как отказ заказчика от контракта. Если контракт заключен по результатам электронной процедуры, заказчик размещает такое решение в ЕИС. В течение одного часа с его размещения отказ автоматически отобразится у подрядчика. Такое уведомление считается надлежащим.

Если же ваш контракт заключен:

  • по результатам закрытого конкурса
  • по результатам закрытого аукциона
  • как с единственным поставщиком
  • на основании решения Правительства РФ
  • для осуществления деятельности заказчика на территории иностранного государства,
    решение заказчика об отказе от исполнения контракта либо передается уполномоченному представителю организации лично под расписку, либо направляется по адресу, указанному в контракте. Датой надлежащего уведомления считается соответственно дата в расписке, дата получения заказного письма либо дата получения заказчиком информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (если отказ был направлен заказным письмом и подрядчик его не получил).

Почему так важна дата уведомления подрядчика о принятом решении заказчика об отказе от исполнения контракта? Именно этой даты начинает исчисляться 10-дневный срок на вступление этого решения в силу. То есть за 10 дней вы можете устранить нарушение, из-за которого заказчик решил отказаться от контракта. Если вам это удалось, заказчик будет обязан отменить принятое решение и все вернется на прежние места.

Стратегии доказывания
Для того, чтобы защитить себя, подрядчику необходимо выбрать одну или несколько из следующих стратегий доказывания:

1. Незаконность отказа заказчика. Здесь могут быть варианты того, почему мы так считаем:

  • Контракт на самом деле исполнен.
  • Нарушения у подрядчика есть, но они не могут служить основанием для отказа от контракта.
  • Заказчик не исполнил обязанность по отмене принятого решение об отказе от исполнения контракта (необоснованно не принял исправления).

2. Добросовестность подрядчика

  • Отсутствие вины подрядчика в просрочке, неисполнении контракта.
  • Направленность усилий подрядчика на исполнение контракта (да, виноваты, но всеми силами пытались исправиться).
  • Фактическое выполнение обеими сторонами контракта после вступления в силу решения об одностороннем отказе заказчика. У нас был случай, когда по истечении 10-дневного срока, заказчик назначил нашему клиенту приемку выполненных работ. В деле об РНП нам это очень помогло. Похожий пример, когда подрядчик продолжал выполнять работы и пытался их сдать после вступления в силу отказа заказчика от контракта, а заказчик не препятствовал: Постановление АС ДВО от 06.11.2020 №Ф03-4559/2020 по делу А59-7449/2019.
  • Процедурные нарушения заказчика: забыл уведомить подрядчика, обратился в ФАС раньше времени и др.

Рекомендация №3
Не пытайтесь справиться с проблемой собственными силами, здесь обязательно нужен юрист. Главное, чтобы он был погружен в вашу отраслевую специфику и имел опыт работы с антимонопольной службой. Рассмотрение заявления о включении сведений в РНП проходит очень быстро, комиссия ограничена пятью рабочими днями. Опыт и насмотренность в подобных делах весьма пригодятся.

В заключение отметим, что с недавних пор односторонний отказ подрядчика от контракта также является обязательным основанием для обращения заказчика в ФАС. Это нужно учитывать при принятии решения об одностороннем отказе, заранее быть готовым к оценке ваших действий с точки зрения добросовестности.

Справка:
Екатерина Лизунова имеет опыт правового сопровождения крупных инвестиционно-строительных проектов, проведения due diligence прав на земельные участки и недвижимое имущество, участия в разрешении сложных споров, связанных с самовольным строительством, землепользованием, выполнением договоров строительного подряда. Председатель Правового комитета Союза строителей Томской области, член Совета по улучшению инвестиционного климата Томской области, член Общественного совета при Комитете по охране объектов культурного наследия Томской области, член Ассоциации Юристов России, арбитр РАЦ (Российский Арбитражный Центр). Награждена орденом РСС «За заслуги в строительстве».

Комментарии закрыты.