Опытом делится компания ML GROUP, которая является крупнейшим производителем покрывной гибкой упаковки на основе алюминиевой фольги и блистерной фольги. Ее оборот за минувший год составил 2,7 млрд рублей, а численность персонала составляет 246 человек. Ежегодно производитель выпускает более двух миллиардов единиц продукции, поэтому знает об успешной работе в кризис практически все.

Производство компании располагается на территории Тульской области. Основные потребители Российская Федерация, а также зарубежье. Логистика ориентирована на Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Грузию, Армению, Узбекистан, Таджикистан, государства Ближнего Востока и Африки. Совокупная доля экспорта, хотя и уменьшилась после введения санкций, но составляет составляет существенные 11%.
Перемены в кризис
На сегодняшний день в связи с уходом импорта конкуренция, закономерно, снизилась. При этом спрос на рынке остался на том же уровне. После уменьшения доли импортной продукции на рынке, в компании в очередной раз убедились в правильности выбора бизнес-модели. Локализованное производство гораздо более управляемо и меньше подвержено внешним рискам. Безусловно, собственное производство сопряжено с достаточным количеством трудностей и рисков, но при этом компания уверена в качестве производимого товара и может подстроиться к любым изменениям значительно быстрее.
Поэтому в условиях санкционного давления компания ML GROUP уверенно стоит на ногах. На данный момент происходит активное развитие сразу нескольких направлений бизнеса: производство фармацевтической упаковки было перенесено на отдельную площадку, а также было начато строительство третьей производственной площадки, необходимой для создания отдельных компонентов изготавливаемой продукции. Все изменения направлены на расширение компании.
Трудности производства
Из-за санкционных ограничений логистические и производственные процессы оказались под угрозой. Наиболее серьезные осложнения возникают в момент выставления счета, ведь вопрос, в какой валюте должны производиться транзакции, каждый раз находится в подвешенном состоянии. Кроме того, срок проверки производимых транзакций между разными банками неумолимо увеличивается, из-за чего останавливаются и остальные бизнес-процессы. Однако путем сложных переговоров, а также при помощи партнеров возникающие проблемные ситуации удается решить.
Следующей проблемой можно назвать транспортировку товара. На сегодняшний день компании приходится использовать мультимодальные маршруты, которые организованы не без помощи партнеров, располагающихся в транзитных странах. Однако подобные маршруты сильно сказываются на времени доставки. Поэтому регулярно пересматриваются маршруты, создаются новые договоренности с партнерами, а также поддерживаются старые деловые связи.
Таможенное оформление товара также находится под санкционным давлением. Например, если одна единица товара снимается на таможенном контроле для дополнительного осмотра и освидетельствования, то, соответственно, задерживается и вся поставка. Вследствие подобных задержек изменяется и срок транспортировки, что грозит как материальными убытками, так и репутационными рисками. Чтобы избежать подобных инцидентов, компания отслеживает санкционный статус каждого товара по товарному коду ТН ВЭД.
Трудности во внешнеэкономической деятельности появились уже после введения санкций. Однако потребитель по-прежнему имеет ряд преимуществ от сотрудничества с компанией: гибкие условия в сфере оплаты транспортировочных расходов, персональный менеджер, готовый решить любой вопрос, а также гарантированное качество продукции и уверенность в завтрашнем дне. Из-за уменьшения количества компаний, которые больше не предоставляют качественный товар из-за отсутствия импортного сырья и оборудования, появляется возможность показать слаженность организованных бизнес-процессов и готовность предприятия работать даже с тяжелыми ситуациями для удовлетворения потребностей в качестве товара.

Помощь извне
В складывающейся экономической ситуации сложно обойтись без сторонней помощи. Строительство нового завода на территории особой экономической зоны «Узловая» в Тульской области происходит под контролем Госархнадзора и Корпорации Развития Тульской области. В 2022 году после небольшой паузы проект был пересмотрен и переформатирован для производства в первую очередь для собственных нужд и обеспечения технологической и сырьевой независимости.
Также компания сотрудничает с Фондом развития промышленности (ФРП), который предлагает льготные условия для финансирования предприятий, разрабатывающих высокотехнологичную продукцию для гражданского потребления. В 2020 году в рамках льготной программы «Проекты развития» компанией был получен займ на покупку оборудования (вырубной пресс швейцарской фирмы и систему удаления облоя датской фирмы) сроком на пять лет.
В 2021 году по программе «Маркировка товаров» был получен займ на покупку двух маркировочных принтеров сроком на три года. На момент 2024 года между компанией и фондом оформляется сделка на аванс для договора лизинга на покупку цифровой печатной машины сроком на пять лет.
Ежегодно компания участвует в конкурсном событии на получение субсидий из бюджета Тульской области промышленным предприятиям для приобретения нового производственного оборудования. Также однократно компания получила субсидию от государства для покрытия затрат на транспортировку продукции на внешние рынки.
Оказанные меры помощи существенно способствовали становлению компании и ее развитию. Закупленное оборудование позволило улучшить качество производимой продукции, а также уменьшить сроки ее изготовления, что благоприятно сказалось на всех производственных процессах.

Бизнес-идея и воплощение
Идея создания компании по продаже упаковки пришла совладельцу и директору ML GROUP Валентину Скуратовскому после окончания университета. Первоначально компания «Презент упаковка» занималась перепродажей упаковки к праздникам, из-за чего и получила своё название. Однако бизнес имел сезонный характер, что давало большое количество свободного времени. Как вспоминает Валентин Александрович: «Однажды в офис компании приехал одногруппник и сказал: «Хватит заниматься ерундой. Есть возможность заняться производством пищевой упаковки – спрос бешенный, а конкуренции почти нет».
Сперва бизнес строился на перепродаже готового товара, однако спустя некоторое время Скуратовский и Лазуренко решили создать собственное производство.
Выбор пал на работу с мультинациональными компаниями, которые на тот момент активно развивались на рынке. Спрос на упаковку, которая позволяла бы сохранять качество продукта на долгий срок, только возрастал. Ретроспективно, в компании стали понимать, что сотрудничество с западными и мультинациональными компаниями дало огромный толчок для развития: внедрение системы менеджмента качества (СМК), постоянное повышение уровня качества выпускаемой продукции, отслеживание трендов и непрерывная модернизация.
Всё это стало следствием перенимаемого опыта и желанием соответствовать требуемым стандартам. На протяжении практически десятилетия вся прибыль вкладывалась в развитие производственной культуры: закупка качественного оборудования, разработка и становление технологии производства. Также привлекались сторонние инвестиции, что позволило компании развиваться быстрее. На первом месте для создателей компании оказалось качество производимой продукции, а не возможность заработать, что и привело к созданию стабильно функционирующего предприятия.
Справка:
Компания МЛ ГРУПП специализируется на производстве упаковки для пищевых и фармацевтических товаров. Ее предприятия регулярно проходят независимую оценку системы менеджмента качества и пищевой безопасности на соответствие международным стандартам и отраслевым спецификациям по схеме сертификации FSSC 22000 и принципам надлежащей производственной практики (GMP) для ML Food и ML Pharma соответственно. Соответствие этим стандартам гарантирует качество, безопасность и соответствие международным стандартам производства. Эти факторы – первостепенны, так как компания создает товар прежде всего для народного потребления.
Материал предоставлен: директор по развитию Марина Омельченко
Комментарии закрыты.