Успешный безуспешный бизнес: история зарождения детского бренда

83

Среди российских предпринимателей встречаются отчаянные ребята (и девчонки), которые бросают наёмную работу и пробуют себя в бизнесе. У некоторых получается, у некоторых не очень. Живую и душещипательную историю создания прибыльного дела рассказала Олеся Исаенкова: маркетолог и многодетная мама, которая решила выпускать настольные игры для детей под маркой «Умный досуг».

f002 1

Оборот компании небольшой, порядка 300 тысяч рублей. Долгов еще больше. Зато товар сбывается по 500 штук в год, а внештатная численность персонала составляет 5 человек. Как бизнесмен пришла к этим показателям, рассказывает сама Олеся.

«Каждый новый декрет давал мне новые витки профессионального развития. Переводчик по образованию, после второго декрета я получила образование «директор по маркетингу», а после третьего декрета изучила «малое и среднее предпринимательство». Именно тогда появилась идея, а самое главное понимание, что создавать что-то свое — вполне возможно!

Самой простой идеей казалось — выйти на маркетплейсы. Поехать на Садовод. Купить что-то недорогое, оформить красиво карточки и продавать дорого. Но загрузка в маркетинге не давала времени этим заняться. Поэтому к моменту создания детской настольной игры было большое желание стать селлером, но не было ни малейшего понимания, насколько все не просто.

Однажды дождливым вечером мы «заиграли до дыр» какую-то несложную ходилку (бросай кубики и ходи), и я предложила детям нарисовать свою! Детей трое, поэтому я выдала каждому по 2 листа А4 и предложила нарисовать сразу 2 разных рисунка, 2 разных игры. Потом мы их склеили и получилось большое поле с 6-ю разными играми. Потом с 11-летней дочкой стали улучшать картинки и оформление. За основу мы взяли «Игру в кальмара». Это еще больше расположило детей к нашему изобретению.

Решено было — найти типографию и напечатать хотя бы небольшой тираж. Это оказалось большой проблемой! Сейчас многие создают трансформационные «уникальные» игры, где себестоимость даже в 1500 рублей – считается ОК, потому что с наценкой в 300-400% их все равно умудряются точечно продавать. Типографиям, конечно, это понравилось, поэтому найти что-то приемлемое для «обычной» детской настолки с тиражом около 200 штук было сложно.

f003 1

Как лидер женского сообщества «Мир бизнес мам» и резидент Московского клуба предпринимателей, я подключала все связи, контакты. И даже получила несколько сигнальников (образцов) из типографии в Ярославле. Но качество мне не подошло. Хлипкая коробка, тонюсенькое поле.

Чем дольше я искала типографию (около 8 месяцев), тем больше изучала, что понадобится еще. Патент. Обязательный сертификат. Штрих-коды.

Возникли опасения относительно «Игры в кальмара». Я уже понимала, что просто заработать на хайпе не хочу. Хочу играть в долгую. Хочу качественный продукт, оформленный по всем буквам закона. Так, мы изменили дизайн. И тут же, в феврале 2021, нашли типографию. В печати себестоимость игры получилась 670 рублей. Это не считая патента, сертификата, работы дизайнера, копирайтера, помощницы.

В апреле мы получаем первый тираж 200 штук. И сразу же участвуем в ярмарке, организованной блогерами платформы TenChat. У нас отдельный стол с игрой, детей немного, но те, кто приходят играть, остаются очень довольны. Конечно, я не могу сказать, что это самая лучшая игра. Но она соединила в себе те элементы, которые нравятся деткам — разная логика от поля к полю, яркий дизайн, элемент везения (невозможно предугадать, какие значения на кубике ты выкинешь) и, конечно, квизовые вопросы на разный возраст!

Видела, что многие берут карточки с собой в дорогу — в поезд, в самолет. И детки с удовольствием отвечают на вопросы, узнают что-то новое. А родителям не нужно сильно напрягать мозг — читай вопрос, ответ написан тут же рядом.

Летом мы вышли на OZON, в сентябре на WB, где я допустила ошибки в габаритах — не заметила, что размеры указаны в сантиметрах, а не в милиметрах, как на OZON, и за 12 дней нам насчитали около 58 000 задолженность за хранение.

«Это бизнес, детка», сказал мне муж, когда я в истерике звонила ему. Я зарабатываю в маркетинге и все спускаю на проект игры. Заработком там и не пахнет.

f001 3

Но я хочу дать проекту второй шанс — мы дорабатываем дизайн. На обложке нового тиража вы увидите динозавров в стиле «каляка-маляка», которых мои мальчишки нарисовали сами.

И тут начинается вереница проблем с типографией, от которой отказаться мы не можем — ведь они указаны во всех документах. И поменять типографию — это переделать сертификат. Долго, сложно, дорого (для малого бизнеса).

Менеджер типографии пропадает на 2-3 недели, не отвечает на звонки и сообщения. Потом выясняется, что печать подорожала на 30%! Потому что бумагу мы экспортируем через Египет. А потом нам неправильно печатают карточки и просят оплатить повторную печать — хотя по договору я так и не смогла понять, кто виноват. Одно увидела: что клиентоориентированности — ноль. И желания поддержать малый бизнес, (тем более нишу детских настольных игр), тоже нет.

Это очень сложно и грустно осознавать, что до твоего умного хорошего правильного бизнеса — никому нет дела. Забыть и уйти? Закрыть эту дверь? Но как? Столько сил, идей, времени вложено. Разработана третья игра. В планах есть четвертая. И это все идет от личной потребности.

Сейчас проект «Умный досуг» у меня с отрицательным балансом — около минус 450 000 рублей. Не абы какие деньги, я понимаю. А найди я возможность напечатать тираж 1000 игр, то себестоимость получится 430 рублей (хотя, это было актуально на январь 2024). Но даже при такой стоимости, конкурировать с китайскими играми по 300 рублей за штуку очень сложно.

Но мы не опускаем руки. Сейчас я приняла решение отправить ценовые предложения в офлайн точки. И подарить экземпляры игр в детские игровые центры, развивающие кружки для рекламы. Подарить в благотворительные фонды и детские дома — для внутреннего удовольствия, что я делаю хорошее, доброе дело.

Да, это не коммерческая история. Скорее уже социальная. Но от того, что она выполнена на совесть, я очень горжусь «Умным досугом» и буду продолжать его развивать.

Надеюсь, что спустя год или два я смогу убрать эпитет «безуспешный» и гордиться не только миссией проекта, но и его финансовой и технической реализацией. Тем более, что у меня в проекте такая улетная игра! Лишь бы нервов и денег хватило до того момента, когда они увидит свет».

Заказать игры «Умный досуг» на OZON можно по ссылке:
https://ozon.ru/t/aoLoNVL

Комментарии закрыты.