Как выполнить строительный заказ в новых территориях РФ? Опыт эксперта

42

Обустройство новых территорий РФ сопровождает много слухов. Одни говорят о миллиардных контрактах, другие о безопасности, третьи о сложностях и национальной специфике. Как на самом деле обстоят дела со строительными контрактами рассказывает Георгий Киреев – эксперт в управлении строительными проектами, профессиональной эксплуатации подрядчиков и рабочих.

foto01 1

В 2018 году моей команде поступило предложение по восстановлению инфраструктуры на территории Донбасса. Первоочередная задача стояла в восстановлении транспортной инфраструктуры и некоторых жилых районов. На момент моего первого приезда и знакомства с заказчиком я еще не представлял, что это будет один из самых интересных и захватывающих проектов за мой многолетний опыт.

На наши плечи ложилось управление строительным проектом, управление закупками и поставками, проектирование и инжиниринг. Первое, с чем столкнулась наша команда, это отсутствие средств коммуникаций (объявление о наборе рабочих строительных специальностей приходилось давать через местные газеты, радио и телевидение). Практически отсутствие стабильной сотовой связи, отсутствие широкого ассортимента строительных материалов, инструмента, спецтехники. 90% покупок производились за наличный расчет. Даже вагончики-бытовки и душевые для рабочих приходилось везти из Ростовской области.

Основная проблема была обнаружена в процессе заключения строительного контракта: правовое поле ЛДНР значительно отличалось от Российского: как в части строительных норм и правил, так и в приемке выполненных работ. Самые впечатляющие моменты были связанных с изучением законодательства ЛДНР, (в части регулирования строительной отрасли) и попытка натянуть на Российские нормы, так как строить и сдавать работы мы планировали в привычном нам Российском правовом поле, но законодательство молодых Республик это не допускало!

Получив более 5 лет опыта управления строительными проектами в ЛДНР, хочу поделиться некоторыми моментами, которые уберегут подрядчиков от фатальных ошибок.

Получив более 5 лет опыта управления строительными проектами в ЛДНР, хочу поделиться некоторыми моментами, которые уберегут подрядчиков от фатальных ошибок.

Средства коммуникации:
Сотовая связь и интернет работают с перебоями. В ДНР связь работает не плохо и мобильный интернет тоже присутствует в некоторых районах, но учитывайте, что вы находитесь в роуминге. Лучше приобрести местную сим-карту. В ДНР работает Феникс, в ЛНР Лугаком. В ЛНР мобильная связь и мобильный интернет работают гораздо хуже. Связь может пропадать на несколько дней, а интернет в телефоне не открывает даже поисковую систему. Поисковая система работает только Яндекс.

Строительные материалы и инструменты:
Базы строительных материалов и инструмента найти через интернет практически невозможно, поэтому везите все с собой. И лучше с запасом!

Логистика и доставка работают вполне успешно. Перевозчики охотно берут заказы на доставку, но тарифы на 40-60% выше, чем перевозки по России.

Дорожное полотно по основным транспортным артериям восстановлено практически полностью. Это облегчает передвижения внутри Республик. За излишнее содержание автомобиля можете не беспокоиться, но обслужить автомобиль лучше до посещения Новых территорий, так как инфраструктура по обслуживанию автомобилей практически отсутствует, а в существующих автостанциях большие очереди.

Рабочие ресурсы:
Рабочих всех специальностей и инженерно-технический состав лучше везти с собой. На территориях присутствует большой кадровый голод. Для примера, на одном из объектов в ЛНР была проблема с поиском сотрудника, даже на вакансию кладовщика. Приходилось возить сотрудника на склад: туда и обратно — более 60 километров в одну сторону. Разнорабочих также надо везти с собой. Да, это дороже, но лучше, чем простои в работе.

Строительная техника:
Легкая строительная техника в некоторых городах присутствует, можно найти экскаватор и подъёмный кран, но техническое состояние удовлетворительное, часто выходит из строя и стоимость аренды на 60-80% выше, чем в «домашних» регионах. Расчет преимущественно за наличные. Запасные части и смазочные материалы, (для ремонта строительной техники и легковых автомобилей), в большом дефиците, лучше везти с собой или заранее найти поставщика с доставкой из ближайших регионов (Краснодарский край, Ростовская область).

Жилье и питание:
В крупных городах: Мариуполь, Донецк, Луганск существует огромный дефицит жилья для расселения рабочих. Стоимость аренды 3-х комнатной квартиры доходит до 100 тыс. рублей месяц. Гостиничные номера также в дефиците. Раннее бронирование в 70% гостиниц отсутствует, заселение по факту. Стоимость обычного гостиничного номера без ремонта 3-5 тысяч рублей сутки. Например, в городе Луганске всего 3 больших гостиницы, в которых редко бывают свободные номера. В городе Бердянске всегда можно найти свободное жилье для размещения рабочих. В среднем на 1 рабочего уходит порядка 12-15 тысяч в месяц на жилье.

Строительные объекты:
Значительная часть строительных объектов распределена между несколькими заказчиками: это ООО «РКС-НР» (дочернее предприятие «Роскапстроя»); публично-правовая компания (ППК) «Единый заказчик»; госкомпания «Автодор»; Военно-строительная компания (ВСК); также часть объектов распределена между подшефными регионами, которые прикомандировали своих подрядчиков для выполнения восстановительных работ.

foto04

Из крупных Генеральных подрядчиков, присутствующих в новых территориях, можно выделить ООО «СЗ ТЮС», АО «ГК «ЕКС», ООО «Олимпстрой», ООО «Р-строй», ООО «ЕвроТрансСтрой», ООО «СпецСнабТранс», ООО «СК «Архонт» и другие.

При заключении контрактов на выполнение строительно-монтажных работ в новых территориях есть свои нюансы.

На что следует обратить внимание:
Стоимость контракта и аванс рассчитывается из предварительной сметы. Расчет рентабельности проекта подрядчик ведет исходя из стоимости контракта, но по результатам Главгосэкспертизы, из опыта, смета корректируется до 30%, отсюда подрядчик может понести убытки.

Обращаю внимание, что расчет затрат на содержание и эксплуатацию вахтового метода, по требованиям некоторых территориальных заказчиков, исключает ряд расходов, и получившиеся расчеты не могут компенсировать ваши реальные затраты.

Заказчик, (из моего опыта), скорей всего исключит следующие моменты:

  • Расчет затрат на перевозку вахтовых работников от пункта сбора до вахтового поселка (места проживания) и обратно.
  • Расчет затрат на выплаты за каждый день нахождения в пути от пункта сбора до места выполнения работ и обратно.
  • Расчет затрат на оплату дней между вахтового отдыха.
  • Компенсация за проживание персонала рассчитывается из расчета не более 5000 рублей в месяц на человека, что в два раза меньше реальных затрат.

В составе самого контракта строительного подряда в новых территориях могут содержаться пункты, в которых говорится, что «Поэтапная приемка работ Подрядчиком не является основанием для перехода от Подрядчика к Заказчику права собственности на результат работ и рисков его случайной гибели и случайного повреждения», соответственно Подрядчик несет ответственность за результаты работ до самой сдачи объекта в эксплуатацию и в случае «случайной гибели» объекта компенсация не предусмотрена. По возможности исключите данный пункт из контракта.

Отличительные особенности строительства, на мой взгляд, заключается в масштабах и объеме строительно-монтажных работ. Стоит грандиозная задача не только в восстановлении жилья, социальной и транспортной инфраструктуры, производственных мощностях, но и строительство новых объектов ЖКХ, учреждений культурны, спортивные объекты и многое другое.

Новые регионы нуждаются и в частных инвестициях – строительство гостиничных комплексов, логистических центров развлекательных комплексов. Для частных инвесторов действуют специальные программы и оказывают полное содействие со стороны руководства регионов, таких как выделение льготных кредитов, выделение земельных участков, облегченные процедуры получения разрешения на строительство и выделение энергетических мощностей.

Организовывать строительство в ограниченных ресурсах, а точнее — в ограниченном доступе к таким ресурсам, как (строительные и расходные материалы, запчасти на автомобили и спецтехнику, горюче-смазочные материалы), сложно, но все зависит от уровня подготовки и организационных компетенций команды.

Рабочих, желающих поехать на данные объекты, ограниченное количество, поэтому замотивировать можно только повышенной заработной платой. Уровень заработных плат рабочих и инженерно-технического состава на 60-80% выше, чем в «домашних регионах».

Ситуация с ограниченным количеством строителей связана, в первую очередь, не с самой особенностью новых регионов, а с масштабом и количеством строительных объектов на все территории России.

Из мега-строек можно выделить:

  • Строительство новой автомобильной трассы Джубга-Сочи.
  • Высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург.
  • Строительство жилья — Побиты Российские рекорды по вводу жилья, более 100 млн кв.м. в 2023 году, в ближайшие 10 лет стоит задача прирасти на миллиард квадратных метров.
  • Восстановление новых регионов – более 15 тысяч объектов.

Такие масштабы строительства требуют не только рабочие силы, но и инженерно-технический состав, который также в дефиците.

На мой взгляд, ситуация не критичная, из нее можно выйти несколькими способами: это привлечение иностранных строителей и увеличение эффективности строительства. Привлечение инженерно-технического состава из бывших республик СССР, например, Армения, Беларусь, Казахстан. Строительные ВУЗы обучали специалистов по одним учебникам, и нормативная база в этих республиках — очень схожа с Российской. Поэтому кто из строительных компаний первый займется привлечением иностранных инженеров, тот сможет эффективней преодолеть современные вызовы.

Эффективность строительства зависит от производительности труда, а как заявил Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин: «Производительность труда у нашего строителя в 2-2,5 раза ниже, чем у турецкого, и в 6-8 раз ниже, чем американского». Это заявление прошло на круглом столе Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) в 26.04.2022 годах.

Полностью соглашусь с Маратом Шакирзяновичем, производительность труда в России с каждым годом снижается. Об этом также говорит статистика (см. рис.).

foto001

Реализуя проекты в новых территориях, работая в стесненных условиях и с ограниченными ресурсами, постоянно находишься в стрессе, команда ежедневно сталкивалась с проблемами, которые редко встречаются в обычных стройках. Был случай, когда инженер, никого не предупредив, сел на автобус и уехал домой — из Луганска в свой родной Тамбов. Оказалось, что его подвели местные рабочие, которые не вышли на смену после получки, и он на стрессе все бросил.

Стал насущный вопрос: как улучшить эффективность и производительность труда на наших объектах, чтоб обойтись своими, привезенными бригадами, без привлечения рабочих, относящихся халатно к своим обязанностям. Произвели замеры и подсчеты на строительных площадках. Результат сильно удивил — производительность труда рабочего строительной специальности находился на уровне 28-30%, это время работы с инструментом (см. рис.).

В процессе изучения современных методологий строительства обратились к зарубежному опыту (Турция, Франция, США), искали самую современную и легко адаптируемую под Российские реалии. Остановились на методологии Прогрессивного пакетирования работ (Advanced Work Packaging — AWP), очень схожа с Узловым методом, разработанным в СССР. Подобрали подходящий софт, провели адаптации, получили значительное увеличение производительности труда и уменьшили срок строительства. Штат пришлось расширить, пополнить новыми единицами, с функционалом подготовки строительных пакетов и координации работ, но все дополнительные затраты окупились за счет снижения стоимости строительства. К нам поступают просьбы от коллег поделиться опытом по освоению данной методологии, планируем в ближайшее время сформировать команду для внедрения пакетирования работ в других компаниях.

Современные вызовы требуют современных решений. Работать на объектах по восстановлению новых территорий можно и нужно, но не забывайте, что результативность не синоним эффективности. Результативность — большее количество результата, за меньшую количество времени. Эффективность в строительстве — это количество результата за минимальное количество бюджета и ресурсов. Прибыль — синоним эффективности, попытка сделать наибольший результат, потратив наименьшее количество ресурсов и энергии. Осваивайте современные методологии строительства и будьте эффективными.

Комментарии закрыты.