Как вырасти до 200 миллионов? Опыт управления бизнесом

93

Последние несколько лет стали для многих компаний периодом роста. Правильный подход к делу позволяет нарастить обороты в разы. Так произошло у Дмитрия Борисова, который в 5 раз увеличил свой бизнес. Основатель сети поминальных трапезных «Помним-любим» рассказывает о своем опыте роста.

f01 14
На фото: коллектив Помним-любим

Я стою у руля компании более 12 лет. Количество сотрудников составляет около 30 человек. Наша компания занимается проведением поминальных обедов в собственных трапезных во всех районах Санкт-Петербурга и Калининграда. За это время мы открыли 20 трапезных только в городе на Неве.

Особенности управления
Для меня, как генерального директора, управление бизнесом — это умение создать свою команду, которая занимается операционными процессами, освободив мое время для стратегического управления и развития компании. Я не погружен в операционку, но контролирую все процессы. Работа выстроена так, что процессы автоматизированы и оцифрованы, я только управляю ими.

С одной стороны, чтобы быть генеральным директором, надо или основать свою компанию и управлять ей, стать успешным управленцем, или вырасти в компании с самых низов, то есть пройти все ступени карьерной лестницы. Но для того, чтобы пройти эти ступени, необходимо призвание, необходимо умение глубоко мыслить и еще много навыков. Ну и ряд удачно сложившихся обстоятельств. Поэтому, если ты создал свою компанию, то легче стать генеральным директором.

Сложности рынка труда
Последние годы ужесточилась ситуация по документам с мигрантами. А у нас повара и мойщицы – это в основном представители Узбекистана и Таджикистана. Поэтому находить квалифицированный персонал стало намного сложнее. Тот, кто доступен на рынке труда, задирает максимально ставку. А, учитывая, что меньше стало народу, конкуренция стала ниже, то и действующие сотрудники тоже стали требовать повышения зарплаты. В этом, конечно же, большие минусы. Также заметили особенность, что молодых тяжело привлекать на линейные, администраторские должности. Они мало что умеют, но хотят повышенную зарплату, слабо вникают в суть бизнеса. В наших кафе надо не просто быть официантом, а уметь сопереживать клиенту. И в этом плане нам не хватает квалифицированных кадров.

Что изменилось в ваших методах управления компаний за последние 4 года? Примеры.
Два наших сотрудника попробовали стать конкурентами, когда ушли из компании. После этой истории я решил создать свою службу безопасности, которая проверяет всех сотрудников по базам и решает подобные вопросы. Также я внедрил миссию и ценности компании, которые изучает каждый сотрудник. В целом мы стали больше внимания уделять обучению сотрудников. Кроме планерок с руководителями подразделений, я веду еще планерки для линейных сотрудников, администраторов. Там я рассказываю свое видение, не просто какие-то мелкие случаи, а именно глобальное видение на различные ситуации, рассказываю планы компании на ближайшее время. Также обсуждаем наши достижения или разбираем факапы. Все слушают, каждый может задать вопрос или дать какой-то совет. Плюс мы регулярно проводим корпоративы, где отмечаем наши достижения, и я свободно общаюсь с сотрудниками. У нас в компании демократия.

Идеальный сотрудник
По мне он максимально преданный, такие люди есть в нашей компании. Я могу составить их приблизительный портрет. Во-первых, они очень замотивированы, хотят заработать и иметь хорошую зарплату. Поэтому они стараются делать все, чтобы клиенту было хорошо, чтобы он в итоге взял более дорогое меню или оставил чаевые. Они стараются это делать с каждым клиентом и от этого выигрывает компания. Также они хотят развиваться, учиться. Задают вопросы, уточняют, как лучше сделать в той или иной ситуации. Где-то даже меня подстегивают. “Давайте, Дмитрий, расскажите. Давайте вот здесь откроем еще точку.” Они заинтересованы, чтобы компания росла, и они вместе с ней.

Мой опыт говорит, что такой сотрудник может прийти хоть откуда. Может с объявления на Авито, а может по рекомендации знакомых. Часто по рекомендации особенно хорошие кадры, меньше шансов, что сбежит или окажется вруном. Ребята, кого порекомендовали, обычно стараются не подводить тех, кто их порекомендовал.

Влияние пандемии
Очень сложный был период. В 2020 году мы закрылись, так как у нас ресторанный бизнес, а не ритуальный, то мы были обязаны закрыть все наши 12 точек. Мы не работали в Петербурге 4 месяца. В итоге я залез в долги и кредиты, просил об отсрочках платежей и на меня даже подали в суд. Моя выручка уменьшилась в 25 раз. Но мы выжили и снова растем.

На наш бизнес экономический кризис не повлиял. Несмотря на то, что люди стали больше экономить, наши продажи не упали. Напротив, моя задача через обучение персонала донести нашу миссию и ценности до сотрудников, чтобы они продавали более дорогое меню. Такой выбор благоприятно влияет на качество мероприятий и, как следствие, на обратную связь и оценку клиента. Чем дороже меню, тем более доволен клиент.

Во время экономического кризиса основная проблема не в том, что у людей нет денег, а в том, что они меняют систему своих ценностей и потребностей, за которые готовы платить деньги. Так дело обстоит и с поминками. Задача поднять расходы на поминальный обед — на то, что происходит раз в жизни близкого человека, на самый высокий уровень. И речь идет не о расходах на еду или алкоголь, а о сохранении памяти близких, а это намного важнее. Я обучаю всех своих администраторов доносить до заказчиков эти ценности, поэтому у меня есть результат. Мы наоборот выросли на 20%.

Изменения в экономике государства
В экономике мы полностью зависим от спроса потребителей. Если есть возможность у людей тратить деньги, если у них будет больше свободных денег, то у нас будет больше и средний чек. Поэтому нам хорошо, чтобы у людей были свободные деньги. Со своей стороны, мы прилагаем все силы, чтобы люди тратили деньги на сохранение памяти о своих предках. А не просто на какие-то увеселительные мероприятия. Поминки — это вечер памяти о своем роде, о своих людях и очень важно сохранять их. В этом есть глубокий смысл с философской и православной точки зрения.

Печальное в бизнесе
Есть вопросы, которые ты просто не можешь никому передать, и ты всегда должен быть на связи, у руля. Что бы ни случилось: проверки, проблемы с мигрантами, кассовые разрывы, какое-то новое направление открываем, поиск или ремонт помещения, финансы, все это я должен уметь контролировать и отслеживать. Но это часть моей ответственности.

Позитив в управлении
Прежде всего меня радует возможность вносить изменения, управлять коллективом «на ходу», и радоваться, когда твои глобальные и стратегические решения работают и дают результат через какое-то время. То есть однажды я решил из обычного кафе открыть именно это направление, затем расшириться до сети. Я сделал ставку на эту нишу, несмотря на то, что она была слабо развита, и мы стали развивать вместе с супругой в этом бизнесе. Я доволен, что моя ставка сыграла роль, и в итоге мы стали сетью номер один. Сейчас многие берут с нас пример, копируют нас.

Бизнес и социальная ответственность
Если заниматься ответственностью за сотрудников, обеспечением их социальной безопасности, то да. С нашей стороны мы предоставляем небольшие кредиты, обучаем, проводим корпоративы, официально трудоустраиваем. Также всегда стабильно выплачиваем зарплату. Что касается социальной ответственности за город в целом, т.е. обязать бизнес строить площадки, благоустраивать территории, то я считаю, что это неправильно. Этим должно заниматься государство, которое на налоги бизнеса и различные выплаты, реализует городские проекты. Тем не менее, мы благоустраиваем территорию около наших кафе.

Как увеличить бизнес
Если сейчас оборот компании 200 миллионов, то что мы можем сделать, чтобы достичь 400 миллионов? Основной путь увеличить количество трапезных и увеличить сумму меню. Сейчас у нас средний чек 45 тысяч за мероприятие и, если мы поднимем средний чек до 60 тысяч и увеличим количество мероприятий на 50%, то мы сможем увеличить выручку в 2 раза. А чтобы увеличить выручку на 50%, достаточно открыть еще несколько трапезных и поработать дополнительно над рекламой.

Комментарии закрыты.