Какие тайны стоят за именем поэта, известного во всем мире, а что цензура предпочла скрыть — в читайте биограчическом очерке.

Детство и происхождение: корни гения
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве, в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его супруги Надежды Осиповны, урожденной Ганнибал. Его происхождение было необычным для русской литературы того времени: по отцовской линии он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду, восходящему к временам Александра Невского, а по материнской — был правнуком знаменитого «арапа Петра Великого», Абрама Петровича Ганнибала, привезенного в Россию в качестве раба и ставшего генералом и видным военным инженером. Эта экзотическая родословная всегда занимала воображение поэта и впоследствии нашла отражение в его незаконченном романе «Арап Петра Великого».
Детство Пушкина прошло в атмосфере литературных салонов Москвы, где собиралась интеллектуальная элита того времени. Его отец был ценителем французской литературы, дядя, Василий Львович Пушкин, — известным поэтом, а в доме часто бывали такие литературные знаменитости, как Карамзин и Дмитриев. Уже в раннем возрасте маленький Саша проявлял необыкновенные способности к языкам и стихосложению, за что получил в семье прозвище «француз» — за прекрасное владение языком Мольера и Расина.
Лицейские годы: становление поэта
В 1811 году двенадцатилетний Пушкин поступил в только что открывшийся Императорский Царскосельский лицей — элитное учебное заведение, созданное по образцу европейских университетов для подготовки государственных деятелей. Шесть лет, проведенных в Лицее, стали определяющими для формирования его личности и таланта. Здесь он нашел верных друзей (Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер), здесь же в 1814 году его поэтический дар был публично признан — когда на переводном экзамене присутствовавший Гавриил Державин был потрясен его стихотворением «Воспоминания в Царском Селе».
Лицейский период творчества Пушкина отмечен влиянием французской легкой поэзии и русских последователей Карамзина, но уже тогда в его стихах появляется та индивидуальность, которая вскоре сделает его первым национальным поэтом России. К окончанию Лицея в 1817 году он был уже признанным мастером среди литераторов, хотя его официальная карьера — чиновника Коллегии иностранных дел — не вызывала у него никакого энтузиазма.
Петербург и южная ссылка: бунтарский период
После Лицея Пушкин окунулся в бурную жизнь петербургской золотой молодежи, совмещая службу (которой практически не занимался) с театрами, дуэлями, картами и, конечно, сочинительством. В этот период он сближается с членами тайных обществ, будущими декабристами, пишет политические эпиграммы и вольнолюбивые стихи («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»), которые распространяются в списках по всей России. В 1820 году его едва не отправляют в Сибирь или на Соловки — только заступничество друзей (Карамзина, Чаадаева) смягчает наказание до «перевода по службе» на юг России.
Южная ссылка (1820-1824) стала временем творческого взлета. В Кишиневе и Одессе Пушкин создает «Кавказского пленника», «Бахчисарайский фонтан», начинает «Евгения Онегина». Здесь же он переживает несколько бурных романов (включая знаменитую связь с женой наместника Воронцова, которая, по легенде, и стала причиной его новой ссылки — в родовое имение Михайловское под надзор родителей).
Михайловское: уединение и зрелость
Два года, проведенные в Михайловском (1824-1826), несмотря на вынужденную изоляцию, стали одним из самых плодотворных периодов в творчестве Пушкина. Здесь он заканчивает третью и пишет четвертую-шестую главы «Евгения Онегина», создает трагедию «Борис Годунов», множество лирических шедевров. Одиночество скрашивали визиты соседки по имению Прасковьи Осиповой и ее падчерицы Анны Керн, которой посвящено знаменитое «Я помню чудное мгновенье…».
Восстание декабристов в 1825 году и последовавшая расправа над друзьями-заговорщиками стали для Пушкина тяжелым ударом. Новый император Николай I, вызвав поэта из ссылки, объявил себя его личным цензором — жестом, который современники расценили и как милость, и как хитрую уловку: отныне каждый шаг Пушкина находился под неусыпным контролем.
Зрелые годы: между славой и жизненными бурями
Конец 1820-х — 1830-е годы — время наивысшего признания Пушкина. Он становится первым профессиональным литератором России, чьи произведения приносят солидный доход. Выходят его поэмы, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершается «Евгений Онегин». В 1831 году он женится на первой красавице Москвы Наталье Гончаровой, что, с одной стороны, приносит ему семейное счастье (у них рождается четверо детей), с другой — становится источником постоянных тревог и материальных затруднений.
Последние годы жизни Пушкина омрачены интригами светского общества, долгами, цензурными притеснениями. Несмотря на пожалованное царем звание камер-юнкера (которое оскорбило 34-летнего поэта, так как обычно давалось юношам), он чувствует себя в золотой клетке. Его исторические изыскания («История Пугачева», работа над «Историей Петра») не приносят ни денег, ни официального признания. Венцом травли становится история с кавалергардом Дантесом, нагло ухаживавшим за Натальей Николаевной.
Роковая дуэль и смерть
27 января (8 февраля) 1837 года на Черной речке под Петербургом состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Поэт был смертельно ранен в живот и через два дня мучительных страданий скончался в своей квартире на Мойке, 12. Его последние слова, по свидетельству друзей, были: «Жизнь кончена…» Власти, опасаясь народных волнений, устроили тайные похороны — сначала гроб хотели отправить в Псковскую губернию ночью, но потом передумали и устроили отпевание в Конюшенной церкви, куда пускали только по билетам. Тело Пушкина было погребено у стен Святогорского монастыря, рядом с могилой матери. Сегодня могилу поэта может посетить любой желающий — это место стало настоящим местом паломничества для ценителей русской литературы.
Всемирная слава и значение творчества
Пушкин по праву считается создателем современного русского литературного языка. До него русская литература существовала либо в тяжеловесных формах классицизма, либо в сентиментальных рамках карамзинской школы. Он освободил русский стих от условностей, сделал его гибким, способным передавать любые оттенки мысли и чувства. Не случайно его называют «нашим всем» — в этих словах заключена вся полнота значения Пушкина для русской культуры.
Мировая слава пришла к Пушкину не сразу — в XIX веке за пределами России его знали в основном специалисты. Но к середине XX века его произведения были переведены практически на все языки мира, а такие произведения, как «Евгений Онегин», стали частью мировой литературной классики. Сегодня Пушкина изучают в университетах от Америки до Японии, его пьесы ставят ведущие театры мира, а строки его стихов цитируют далеко за пределами русскоязычного пространства.
Ключевые достижения Пушкина
Создание современного русского литературного языка — реформа, сравнимая по значению с деятельностью Данте для итальянского или Лютера для немецкого языка.
— «Евгений Онегин» — первый русский реалистический роман в стихах, «энциклопедия русской жизни» (Белинский).
— Реформа русской поэзии — переход от тяжеловесного стиха XVIII века к легкому, летящему пушкинскому ямбу.
— Создание русской национальной драматургии («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»).
— Закладывание основ русской прозы («Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Пиковая дама»).
— Развитие журналистики (издание «Современника»).
— Исторические труды («История Пугачева», исследования о Петре I).
— Создание образцов политической и гражданской лирики, повлиявшей на несколько поколений русских поэтов.
— Развитие жанра литературной сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» и др.).
— Формирование образа поэта-пророка в русской культуре, повлиявшего на всю последующую литературу.
Три знаменитые цитаты Пушкина
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
Строки, ставшие пророческими и определившие место Пушкина в русской культуре.
Гений и злодейство — две вещи несовместные
Из «Моцарта и Сальери», часто цитируемое в дискуссиях о природе творчества.
Любви все возрасты покорны
Фраза из «Евгения Онегина», ставшая крылатым выражением во многих языках.
Ошибки и противоречия
Личная жизнь Пушкина была далека от идеала. Его вспыльчивый характер, склонность к азартным играм, постоянные долги создавали ему множество проблем. В политике он часто метался между свободолюбивыми идеалами молодости и желанием найти общий язык с властью. Его отношение к крепостному праву было противоречивым — осуждая его в принципе, он тем не менее не спешил отпускать на волю своих собственных крестьян.
Главной ошибкой, стоившей ему жизни, стала, конечно, дуэль с Дантесом. Современники отмечали, что Пушкин мог бы избежать рокового поединка — но его обостренное чувство чести и, возможно, скрытое желание покончить с мучительным существованием «придворного камер-юнкера» привели к трагедии.
Тайные записки Пушкина: запретный дневник, который мог изменить его судьбу.
В последний год жизни Александр Сергеевич Пушкин вел тайные записки, содержание которых до сих пор вызывает споры среди историков и литературоведов. Эти заметки не были обычным дневником — они содержали резкие оценки высшего света, политики Николая I и даже императорской семьи, а также откровенные размышления о своей жене Наталье Гончаровой и ее отношениях с Дантесом.
Эти записки, предположительно, были составлены в 1836 – 1837 годах. После смерти Пушкина его близкий друг Петр Вяземский и жена Наталья Николаевна обнаружили секретные тетради, которые поэт прятал от посторонних глаз.
По некоторым свидетельствам, в них содержались:
- Критика Николая I — Пушкин, хоть и был камер-юнкером, в частных записях выражал разочарование в политике царя, называя его правление «удушающим».
- Разоблачение светских интриг — поэт фиксировал сплетни, измены и лицемерие аристократов, включая тех, кто входил в ближний круг императора.
- Личные переживания о жене и Дантесе — задолго до дуэли Пушкин записывал подозрения о флирте Натальи Николаевны с кавалергардом, что позже стало одной из причин трагедии.
Публикация этих записей при жизни поэта могла оборвать его карьеру и даже жизнь!
Существовала опасность для репутации семьи. Записки могли окончательно погубить честь Натальи Николаевны и лишить детей Пушкина покровительства двора. Если бы их содержание стало публичным, это вызвало бы новую волну пересудов.
Также была реальная угроза политических последствий. В эпоху жесткой цензуры при Николае I подобные заметки считались крамолой. Если бы их увидели в Третьем отделении тайной полиции, это могло привести к репрессиям против семьи Пушкина и его друзей.
Кто уничтожил записки?
По одной из версий, Вяземский и Жуковский (по просьбе вдовы) сожгли наиболее опасные страницы. Однако некоторые исследователи (например, Павел Щёголев) считают, что часть записей сохранилась и позже попала в закрытые архивы.
Тайные записки повлияли на судьбу поэта!
А) Причина дуэли. Некоторые историки полагают, что именно из-за записок конфликт с Дантесом и Геккерном (приемным отцом Дантеса) обострился. Возможно, в них были компрометирующие детали, которые боялся обнародовать даже сам Пушкин.
Б) Посмертная цензура. Николай I лично контролировал издание наследия Пушкина. Многие его произведения (например, «Памятник») выходили с правками, а политические стихи и вовсе были запрещены до начала XX века.
В) Загадка для потомков. Если бы записки сохранились в оригинале, сегодня мы могли бы знать истинные причины дуэли и то, как сам Пушкин оценивал свою эпоху. Но теперь это — одна из самых болезненных тайн в его биографии.
Почему эта история до сих пор важна? Тайные записки Пушкина — это не просто дневник, а крик отчаяния человека, задыхающегося в светских условностях. Они показывают, что даже великий поэт, обласканный властью, был несвободен в своей стране. Именно эта несвобода, в конечном итоге, привела его к роковому выстрелу на Черной речке.
Интересный факт: В 1920-х годах советские архивисты искали утраченные записки, но безуспешно. Возможно, они до сих пор хранятся где-то в секретных фондах.
Другие тайны и загадки пушкинской биографии
Подлинная причина дуэли — была ли это только защита чести жены или существовали более глубокие политические причины?
Участие в масонских ложах — достоверно известно, что Пушкин был принят в ложу в Кишиневе, но как это повлияло на его мировоззрение?
«Донжуанский список» — таинственный перечень женщин, с которыми был близок поэт, до сих пор вызывает споры исследователей.
Пропавшие главы «Евгения Онегина» — сам Пушкин сжег десятую главу романа, и ее содержание остается предметом догадок.
Отношения с императором — почему Николай I, преследовавший декабристов, так благоволил их идейному соратнику Пушкину?
Загадка «Пиковой дамы» — существовал ли реальный прототип старой графини?
Обстоятельства гибели — некоторые исследователи считают, что ранение не было обязательно смертельным, и поэта могли «долечить».
Тайные политические взгляды — насколько искренним было его примирение с властью после 1826 года?
Неизвестные произведения — по некоторым данным, Пушкин оставил немало ненапечатанных, возможно, скандальных стихов.
Проклятие рода — мистически настроенные биографы усматривают роковую закономерность в трагических судьбах потомков поэта.
Отношение современников и потомков
При жизни Пушкина его слава была неоднозначной. Официальная критика часто обвиняла его в легкомыслии и безнравственности, в то время как молодежь боготворила. После гибели поэта началось настоящее обожествление его образа — процесс, который особенно усилился во второй половине XIX века, когда Пушкин стал символом русской культуры как таковой.
В советское время его канонизировали как «поэта-революционера», несколько искажая реальный облик. Сегодня Пушкин остается объединяющей фигурой для всех, кто говорит и думает на русском языке — от консерваторов до либералов, от академиков до школьников. Его образ давно перерос рамки литературы, став частью национального самосознания.
Вечный спутник
Александр Сергеевич Пушкин — явление уникальное не только для русской, но и для мировой культуры. Его творчество, вместившее в себя всю полноту человеческого опыта — от любовной лирики до философских размышлений, от исторических хроник до сказочной фантазии, — стало тем фундаментом, на котором стоит вся последующая русская литература. Но важнее даже не это — Пушкин создал язык, на котором Россия говорит сама с собой уже два столетия. В этом его главное, бессмертное достижение. Как писал другой великий русский поэт, Анна Ахматова: «Пушкин — это навсегда».
Комментарии закрыты.