Геоматериалы в эпоху вызовов и инноваций

83

Что делать, если ты – крупный бизнесмен, а на дворе 2024 год? Рассказывает Вячеслав Некоркин, основатель группы компаний GeoSM, одного из крупнейших производителей и поставщиков геосинтетических материалов в стране. Оборот компании достигает 2,8 миллиарда рублей.

plast01

«За 11 лет компания GeoSM из небольшой торговой компании превратилась в одного из лидеров рынка геоматериалов. В настоящий момент мы имеем собственную производственную площадку в р.п. Ильиногорске (Володарский район, Нижегородская область). На площади в 7,5 Га располагаются 5 линий по производству геосинтетики, которые позволяют нам производить до 20 000 тонн продукции в год. Главный офис компании находится в Нижнем Новгороде, а кроме него открыто более 30 представительств и складов не только в России, но и в странах СНГ. На конец февраля 2024 года в ГК GeoSM трудится 300 человек», — рассказывает Вячеслав Некоркин журналисту.

— Какие регионы охватывает ваша продукция?
— Мы занимаемся производством геосинтетических материалов под торговой маркой «Геофлакс»: геотекстиля, геомембраны, георешетки и геосетки. Не смотря на изменения в экономике, наша компания продолжает поставлять производимые материалы по всей России и странам СНГ.

В 2023 году акцент развития сместился на экспорт. Заручившись поддержкой «Центра Экспорта Нижегородской области», мы увеличили долю данного направления в общей выручке, активно поставляя свою продукцию в Казахстан, Киргизию, Узбекистан и другие страны ближнего зарубежья.

Не стесняясь, могу с уверенностью сказать, что узнаваемость материалов, выпускаемых нами под торговой маркой «Геофлакс» за 2023 году в странах СНГ значительно выросла. Это произошло, в том числе, благодаря участию компании в крупнейших международных профильных выставках. В 2024 году будем продолжать развивать это направление: прямо сейчас мы прорабатываем стратегии выхода на новые рынки Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

— Кто конкретно является потребителем продукции?
— Геосинтетические материалы довольно универсальны и могут успешно применяться как в садоводстве, так и при строительстве автострады.

Мы живем в большой стране, которая имеет разветвленную сеть путей сообщения, поэтому наши основные клиенты – это строительные организации, занимающиеся ремонтом и строительством дорог, причем не только автомобильных, но и железных. В конструкции так называемого дорожного и ж/д пирога может быть использован не один вид геосинтетики: геотекстиль для разделения, армирующая геосетка, георешетка для насыпей. Таким образом, более 50% нашей продукции приобретается для дорожного строительства.

Далее идет добывающая отрасль, которая в России в большой степени сопряжена с защитой экологии. К слову, по данным исследования агентства Future Market Insights этот сегмент геосинтетических материалов является самым быстрорастущим. Спрос на него увеличивают не только российские компании, но и проекты стран БРИКС. В целом, мы согласны с этим утверждением, ведь уже не раз сотрудничали с гигантами нефтегазовой отрасли – Газпромом, Башнефтью и Роснефтью.

Третий потребитель наших материалов — это гражданское строительство многоэтажных домов, которое сейчас поддерживается правительством РФ в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».

— Почему вы решили производить именно геосинтетику? С чем связан этот выбор, ведь это производство достаточно сложный и трудоемкий процесс?
— До запуска собственного производства мы занимались оптовыми продажами многих видов продукции. На основе анализа финансовых показателей по каждой номенклатурной группе было принято решение остановиться на геотекстиле (как на самом успешном направлении продаж компании).

Соответственно, сразу после этого мы стали прорабатывать возможности самим изготавливать этот материал. Реальность превзошла ожидания: кроме геотекстиля мы стали производить и другие геосинтетические материалы: геомембрану и георешетку.

— Когда начался выпуск первой продукции? Какие средства использовались для этого?
— Первую линию по производству геотекстиля мы запустили в 2021 году на производственной площадке в Ильиногорске. Затем до 2023 года ввели в эксплуатацию в Ильиногорске еще 3 производственных линии (геотекстиль, геомембрана, георешетка), а в 2024 году планируем запустить еще одну.

Каждая линия нам обходится примерно в 150 млн. рублей. Это собственные средства и заемные. Большой вклад вносят государственные программы поддержки, которыми мы активно пользуемся.

— Какими именно госпрограммами поддержки пользуетесь?
— В первую очередь, здорово помогают программы поддержки экспортеров со стороны Российского экспортного центра и Нижегородского центра поддержки экспорта АНО «АРКПП Нижегородской области». Так, благодаря ним, в 2023 году мы смогли компенсировать часть затрат на транспортировку продукции, сократили расходы на оформление таможенных документов на нее, стали членами индийской бизнес-миссии и приняли участие в крупнейших выставках Узбекистана: «Иннопром.Средняя Азия» и MiningMetals Uzbekistan 2023.

Кроме того, в прошлом году компания GeoSM воспользовалась услугами «Поиск партнера-клиента» и участвовала в мероприятии «День поставщика», в рамках которых была проведена работа по поиску потенциальных клиентов для компании в странах СНГ.
Среди финансовых инструментов, которыми мы воспользовались в 2023 году, хотелось бы выделить программу «Деньги на экспорт», в рамках которых предприятие получило кредит на льготных условиях для реализации продукции по экспортному контракту. Наши сотрудники прошли обучение по программам «Акселератор экспортного роста» и «Экспортный стандарт для МСП».

Предприятие активно пользуется мерами поддержки, предоставляемыми в рамках поддержки промышленных предприятий. В первую очередь, это возможность получить льготное кредитование для промышленных предприятий.

В 2022 г. был запущен проект по бережливому производству в рамках национального проекта повышения производительности. Компания стала участником проекта «Производительность.рф». В проекте принял участие 70% сотрудников. Пройдено 500+ онлайн-уроков. Совместно с Региональным центром компетенций повышена скорость работы на некоторых участках производства до 25%.

В 2022-2023 гг. предприятие стало получателем субсидии Министерства промышленности Нижегородской области на возмещение части затрат, связанных с модернизацией и расширением производств (возмещение затрат по приобретенному оборудованию) промышленных предприятий, а также на возмещение части затрат на лизинг оборудования.

В предыдущие два года компания стала получателем субсидии от Администрации Нижегородской области, направленной на компенсацию части затрат по договорам лизинга.

plast02 1

— Как вы считаете, в какой поддержке сейчас нуждаются производители?
— Самая большая проблема для любого производителя в нашей стране сейчас – это высокие кредитные ставки. Например, в Китае кредитные ставки составляют 3%, тогда как в России, даже по возобновляемым кредитным линиям с государственной поддержкой они достигают 15%. С такими кредитными ставками затруднительно развивать производство и хранить готовую продукцию, поэтому приходится делать ее под заказ, что зачастую увеличивает ее себестоимость и соответственно снижает прибыль.

Кроме того, в 2023 году была пошлина на экспорт несырьевых материалов: при низком курсе рубля компании экспортеры платят до 7-8%, что также затрудняет развитие экспортного направления в настоящее время.

Поддержать российского производителя в 2024 году – это снизить указанные выше коэффициенты.

— Как в 2024 году себя чувствуют производители в связи с уходом импорта? Стала ли меньше конкуренция? Изменился ли спрос?
— Рынок, на котором мы работаем, с уверенностью можно считать стабильным. В первое время было изменение сроков строительства некоторых объектов, но с течением времени ситуация стабилизировалась. В целом, спрос на нашу продукцию практически не изменился. Что касается конкуренции, на российском рынке было не так много европейских и американских производителей – ушел маленький процент, а вот производители из Китая и Ирана остались и увеличили свое влияние.

— Что проще после введения санкций: торговать чужими товарами или производить свои?
— Не думаю, что санкции как-то повлияли на наше решение открыть собственное производство. Даже если посмотреть хронологически – мы опередили их примерно на год. А спустя год – поняли, что поступили абсолютно правильно. Открыть свое производство – это как перейти в новую лигу. Мы рады, что оказались в ней и советуем предпринимателям последовать нашему примеру.

— С какими сложностями сейчас сталкивается производство? Как вы их решаете?
— Проблема с дефицитом кадров сейчас актуальна для любой компании, особенно учитывая факт низкого уровня безработицы в Нижегородской области. В этом плане мы не являемся исключением, однако, стратегия подбора персонала GeoSM позволяет частично справиться с ней.

В первую очередь, мы плотно и на постоянной основе работаем с профильными учебными заведениями – предлагаем обучающимся там проходить практику на нашем производстве с дальнейшим трудоустройством.

Таким образом после выпуска из СУЗа мы получаем квалифицированного специалиста, уже имеющего опыт работы на нашем предприятии, что сокращает время его дополнительного обучения и адаптации в коллективе, тем самым помогая быстрее закрывать активные вакансии.

Кроме того, нами ведется активный поиск кадров в регионах с высоким уровнем безработицы. Мы предлагаем организовать переезд потенциального сотрудника, либо обсуждаем с ним вахтовый метод работы.

Также, для привлечения новых сотрудников в нашей компании эффективно работает реферальная система. Рекомендации наших работников позволяют нам привлекать к работе в GeoSM их друзей и родственников. Однако, надо понимать, что положительные отзывы своего персонала надо заслужить, поэтому активная работа ведется и на удержание сотрудников внутри компании. Регулярные адаптационные встречи позволяют получить необходимую обратную связь о том, комфортно работать конкретному человеку у нас или нет. Разумеется, любая обратная связь тщательно прорабатывается и условия труда корректируются в пользу сотрудника.

Еще одной проблемой, с которой столкнулось наше производство была необходимость в снижении затрат на электроэнергию. В Нижегородской области одни из самых высоких цен на электричество. Так как производство постоянно развивается, а для работы оборудования нужно очень много электричества, было принято решение об использовании газопоршневых электростанций (ГПУ). В настоящее время предприятие установило 6 ГПУ, что позволило сократить затраты на электричество почти в 2 раза.

— Xто вы можете пожелать российским предпринимателям в 2024 году?
— Исходя из всего вышесказанного, хочется пожелать коллегам не бояться перемен, работать, работать и еще раз работать. Искать возможности, а не придумывать причины, учиться прогнозировать наперед и воспитывать классную команду внутри компании.
Так победим!

Комментарии закрыты.