Наша героиня работала сметчицей со скромным доходом. Но личные события в жизни развернули ее к потребности создать собственное дело. Что это были за события и какой пусть пришлось пройти будущей бизнес-вумен, рассказывает Любовь Хатамова — основатель нетворк-сообщества «Мир бизнес мам».
Начать свой бизнес меня подтолкнул декретный отпуск. Как и многих женщин, занимающихся фрилансом. Была в декрете со вторым ребенком и уже уставала от однообразных будней. Кроме того, понимала, что в любой момент брак может распасться, и я одна буду нести ответственность за своих детей. Возникло желание зарабатывать свои собственные деньги, не зависеть от мужа.
Так, 10 лет назад внезапно я осознала, что мне необходим свой бизнес. До декрета я работала сметчицей, и возвращаться в эту сферу не хотелось. Я начала искать варианты франшиз для бизнеса.
Никто меня не поддерживал, никто не верил
Как на это реагировали друзья и родственники? Никто меня не поддерживал, никто не верил. Особенно когда я выбрала франшизу мобильного салона красоты. «Чем ты вообще собираешься заниматься?», – спрашивали они. Но я была настойчива. Купила франшизу.
Это была небольшая и неизвестная франшиза, но она дала мне толчок и уверенность в себе. Ведь у меня не было ни опыта в бизнесе, ни соответствующего образования. На руках был шестимесячный малыш, но я искала сотрудников на Авито, размещала объявления в Вконтакте, использовала сарафанное радио. Искала мастеров через знакомых и предлагала им дополнительный заработок. Я понимала, что если рассчитываю на хороший заработок, у меня должно быть много мастеров: ориентировочно около 15 человек. Я работала с ними на основе договоров оказания услуг.
Хотя компания, которая продала мне франшизу, предоставила обучение, поиск сотрудников и клиентов остался на мне. Средств на рекламу не хватало. Были случаи, когда мастера подводили, но не в плане качества услуг – за этим я следила строго. Я звонила клиентам, собирала отзывы, мастера присылали мне фотографии выполненных работ. Я строила бизнес на качественном сервисе. Были напоминания клиентам, поздравления с днем рождения, нестандартные смс с подтверждением брони: «Завтра к вам прилетит фея красоты Светлана в 12:00». Я старалась минимизировать негативные отзывы, подбирая качественных мастеров, просматривая их портфолио, беседуя и связывая их с подходящими клиентами.
Но самой сложной задачей был поиск клиентов. Первых клиентов я надеялась найти среди подруг, но они всегда находили причины отказаться – то дорого, то неинтересно, то времени нет. В итоге клиентами стали совершенно посторонние люди. Я искала и находила их, но хотелось большего.
Так родилась идея создать нетворк-сообщество, где женщины могли бы встречаться, делиться своими историями и находить деловые контакты.
Начало
В 2016 году стало формироваться сообщество «Мир бизнес мам» в ответ на запрос о привлечении клиентов в мой салон красоты без бюджета. Через сарафанное радио я начала объединять вокруг себя предпринимательниц, также интересуясь, как они развивают свой бизнес.
Мы могли быть клиентами друг друга. Например:
- Владелица детского центра могла стать клиенткой моего салона красоты наряду со своей семьей.
- Девушка, занимающаяся продвижением сайтов и социальных сетей, могла быть полезна мне в бизнесе и одновременно стать клиенткой моего салона.
Сообщество стремительно росло и стало для меня важнее всего остального
Сообщество стремительно росло и стало для меня важнее всего остального. В 2018 году я закрыла салон красоты, но с огромной благодарностью за опыт. Не жалею ни разу, что вложила свои деньги в этот бизнес, ведь он стал основой для создания сообщества. Возможно, хотелось бы получить больше дохода, но и салон красоты, и сообщество мам — это частично социальные проекты.
Мобильный салон помогал тем, кто не мог оставить ребенка дома, болел или просто не хотел выходить. Мы экономили людям время и удовлетворяли их потребность быть красивыми и уверенными в себе благодаря мастерам, приходившим на дом. Сообщество же несло социальную миссию, организуя встречи для женщин, о женщинах и от женщин.
Пандемия и СВО
На период начала пандемии нетворк сообщество только начинало развиваться, мы «просидели» год дома, но как только появился «свет в конце тоннеля», то спрос на такие встречи вырос в разы. Люди истосковались по живому общению. Это очень чувствовалось.
С началом СВО было сложнее. В марте 2022 года мы решили провести наш первый большой нетворкинг в «Москва-сити», арендовали лофт, продали билеты, заказали кейтеринг. Но за 3 недели до мероприятия случилось то, что случилось. И девушки стали отказываться от купленных билетов. Кто-то замыкался в себе. Но мы с командой приложили максимум усилий, чтобы убедить женщин, что замыкаться в себе сейчас никак нельзя. Нужно находиться в кругу единомышленников. Именно позитивное живое общение с единомышленницами поможет не впасть в депрессию. А в такое время стране нужны сильные амбициозные предприниматели.
Концепция сообщества
Одной из миссий нашего сообщества является борьба с предпринимательским одиночеством. ВОЗ признала одиночество глобальной проблемой человечества. И буквально «вытягивая» девушек из их домиков, мы это четко видели и видим.
Тогда нам удалось организовать шикарное мероприятие, несмотря на беспокойство, которое витало в воздухе. И сейчас мы продолжаем проводить и масштабировать наши встречи. Они — поддержка и опора для наших женщин. Не тусовки, не веселье, которое противоречит военной обстановке, а саморазвитие и движение к бизнес целям и развитию малого предпринимательства в нашей стране, новые услуги, новые производства.
Свой бизнес
В 2023 году я упаковала бизнес в лицензионный договор, прописанные бизнес-процессы, дорожные карты и алгоритмы. Разработала систему реферальной мотивации. И процесс пошел.
Если в 2023 году оборот составлял 2,4 миллиона рублей за год, то сейчас за 6 месяцев 6 миллионов.
В чем секрет? В стратегии. В плане действий. В плане продаж. В системе, которую дает моя франшиза.
Что мне поможет увеличить обороты в 2 раза? Возможно, вы улыбнетесь, но я верю, что это сарафанное радио. Амбассадоры нашего бренда (а их уже очень много). Глобальная задача — освоить регионы. Москва и Московская область почти закрыты полностью, а вот регионы мы только начинаем покорять.
Изучаем потребности нашей целевой аудитории, создаем лид-магниты для них: чат-боты, социальные сети, сайты. Кстати, к услугам франшизных сайтов пока не прибегали. И там тоже видим потенциал, но есть опасения за качество лидов и качество отработки большого количества лидов.
Работы предстоит еще много, но это и радует.
Я радуюсь, что выбрала второе
Найм или свой бизнес?
Сейчас, оглядываясь назад и вспоминая свой путь, от сметчицы до предпринимателя, я радуюсь, что выбрала второе.
По данным одного hr портала, средняя зарплата сметчика в России за 2022 год ‒ 64 828 рублей. За месяц заработная плата изменилась на 0.7% ‒ с 65 261 до 64 828 рублей. А чаще всего в вакансиях встречается зарплата 60 000 рублей.
Давайте считать. Трое детей, моя мама, я — нас пятеро в семье. Без мужской поддержки, как материальной, так и физической, что могла бы я позволить себе, а главное детям на эти деньги? Объективно? Даже с социальными доплатами.
Кто-то скажет, что найм — это стабильно, а я скажу, что любая стабильность — лишь иллюзия. Иллюзия, которая некоторым нравится и подходит, потому что, выходя с работы, вы выключаетесь. Вы можете уехать на выходные и отключить телефон. У предпринимателя такого почти не бывает. Особенно, когда с тобой работает 50 франчайзи, нужно быть постоянно на связи (что, кстати, не помешало мне несколько раз сходить в походы, и даже принять участие в Крестном ходу).
Сложно коммуницировать с 50 разными женщинами — кто-то схватывает очень быстро и буквально становится образцом для других, а кому-то нужно время на раскачку. Иногда сложности начинаются из-за психологических травм, негативных установок. И здесь мне, конечно, бывает сложно. Я же не психолог, хотя за 8 лет работы научилась справляться практически со всеми внештатными ситуациями.
Сегодня вижу, что бизнес — это как американские горки. Но моя главная задача — минимизировать градус следующего падения. И последние год мне это, вроде, удается. Ведь сейчас нас 50 франчайзи, а цель на конец этого года — 100 франчайзи. И прирост в обороте 13 000 000 рублей. Планы амбициозные — согласна! Но тем интереснее.
Комментарии закрыты.