Друзья-враги: противоречия внешней политики России

19

Мировые политические события последних лет поставили нашу страну в сложную ситуацию. Бывшие партнеры оказались врагами, а государства, терпящие ранее насмешки, стали надежными друзьями.

005 2 2
На фото: Партнеры и враги России / Коллаж ИА Новости России

О том, в каких политических условиях живет сегодня Россия, рассказывает индивидуальный исследователь Ли Офан.

Современная внешняя политика России вещь крайне сложная и запутанная. Простому обывателю может показаться, что Россия находится в неравноправных отношениях с другими странами. Активное освещение в СМИ проблем мигрантов, введение новых санкций или ограничений, даже со стороны дружественных стран, показываются как акты негативного отношения к нашей стране. Но Россия — это отнюдь не небольшое государство, которое имеет ограниченный круг союзников, врагов, партнеров на конкретном континенте. Россия мировая держава, которой приходится учитывать сложную конъюнктуру во всём мире для защиты собственных интересов. А интересы РФ простираются от Арктики до Антарктиды, и даже выходят за пределы нашей планеты в космос.

Что же говорить о проблемах текущих, таких как СВО, и наше взаимодействие по этому вопросу с различными странами, в том числе, и партнерами. Сюда стоит отнести множество международных конфликтов, как пример, разгорающаяся война между Ираном и Израилем, после ночной атаки 13.06.2025 года по иранским объектам ядерной инфраструктуры израильской авиации. И недавний конфликт между двумя ядерными державами Индией и Пакистаном. В сложную паутину взаимоотношений красной нитью вплетены и торговые отношения со всем миром. Недаром Россия по некоторым показателям входит в число крупнейших экономик мира. Даже недружественный нам МВФ признал Россию в 2024 году четвертой экономикой в мире по паритету покупательной способности с показателем 3,55%, поставив даже выше Японии.

Всё это вынуждает правительство отказываться от резкой внешней политики и стараться давать крайне взвешенные ответы на раздражители в мировой политике.

Обращает на себя внимание стремление руководства нашей страны идти в фарватере защиты национальных интересов на международной арене: без популизма, с учетом не только сиюминутной ситуации, но и долгосрочных перспектив. Обратите внимание, что после свержения режима Асада в Сирии, в декабре 2024 года, из Кремля не раздавалось резких выпадов в отношении новой Сирийской администрации! Внешнеполитическое ведомство, наоборот, пыталось нивелировать негативные последствия этого переворота.

Но в мире есть государства, которые занимают к нашей стране как дружественную позицию, так и откровенно враждебную. Большинство же стран смотрит на Россию нейтрально и, вероятно, это одна из самых удобных позиций, позволяющая учитывать странам свои национальные интересы. Посмотрим на страны, которые мы называет партнерами России.

Одним из главных и ближайших партнеров России является Беларусь. Наши страны заключили множество соглашений в области миграции, торговли, экономики, оборонки. Экономика Белоруссии очень плотно вплетена в экономику России. Для сравнения, по населению Беларусь более чем в четырнадцать раз уступает России, по территории и наличию полезных ископаемых кратно, но выходит стабильно на четвертую позицию внешней торговли РФ, с 7,1%. При этом, с обратной стороны, доля России будет занимать более 50%.

Заменить Россию Белоруссии не сможет ни одна страна, или даже весь Евросоюз. Это отлично понимают в Минске. Глядя на разрушенную экономику Украины, еще до СВО, разрыв торговых связей с Россией грозил катастрофой для экономики. Отсюда и политика Лукашенко, направленная на поддержание тесного сотрудничества с РФ, и даже вялотекущий процесс создания единого государства. Александр Лукашенко, конечно же, искал альтернативу для России, но попытка Майдана в Белоруссии в феврале 2020 года, после выборов президента, и попытка признать Светлану Тихановскую законным президентом — со стороны Западных стран, поставили на этом стремлении крест. Лукашенко может удерживать власть в Белоруссии только с опорой на Россию, поэтому никакой смены вектора отношений в обозримом будущем ждать не строит.

В тоже время, Лукашенко не втягивает Беларусь в СВО (открытым участием армии против Украины), но и взаимоотношения с Украиной тоже находятся почти на нуле. Для РФ Беларусь также остаётся важным партнером, как в экономическом плане, так и вопросах поддержания обороноспособности. Не стоит забывать, что от границы Белоруссии до границы Калининградской области всего лишь 65 километров. Так называемый Сувалкский коридор — важная часть сдерживая НАТО (при попытке захвата самого Западного Российского региона). Но пока не понятно, насколько элиты Белоруссии готовы к продолжению такого сотрудничества без Лукашенко. Очередные президентские выборы, прошедшие в январе 2025 года, показали, что наименьший процент одобрения Лукашенко пришёлся именно на Минск. С учетом административного ресурса, он составил 79%, хотя в Могилёве и Гомеле доходил до 92%. В любом случае, очередной президентский срок Лукашенко только начался и смены курса во внешней политике не предвещает.

Казалось бы, в таком же ключе должны развиваться партнерский отношения и с другим славянским странами, но отношения с Сербией сейчас очень сложны и противоречивы. Сербия пока номинально держит круговую оборону против НАТО, но уже давно смотрит в сторону ЕС. Россия для Сербии не может в данной ситуации служить ни главным торговым партнером, ни военным. Нас больше объединяет общая славянская история и славянское братство, православная вера.

Пытаясь, с одной стороны, показывать поддержку России, а с другой — не перечить Западной Европе, президент Сербии Александр Вучич пытается усидеть на двух стульях. В последнее время это удаётся ему всё хуже и хуже. Всплывают скандалы с поставками оружия для ВСУ из Сербии, а недавний визит Вучича в Одессу, где он 11 июня принял участие в саммите «Украина — Юго-Восточная Европа» окончательно подрывает его имидж «друга России». Сербия, конечно же, не присоединилась к европейским санкциям против России, (слишком очевидна зависимость от энергоресурсов), но, вероятно, это вопрос времени. Да и если говорить прямо, для России это не станет проблемой на международной арене. В любом случае, в сложившихся условиях, почти единственным выходом для Сербии из экономических, социальных и демографических проблем будет путь в зону единой Европы с признанием независимости Косово. Видимо, это хорошо осознают и в Кремле, поэтому на Сербию не давят, пытаясь поддерживать экономические связи так долго, как это будет возможно, без оглядки на политику.

Неожиданно в медийном пространстве РФ проявилось и другое дружественное государство — совершенно не славянское и не православное, которое, тем не менее, также как и мы, живёт под гнётом мировых санкций. На саммите БРИКС в апреле 2025 года было объявлено об участии Cеверокорейских солдат в освобождении Курской области, да и КНДР объявила о поддержке проведения СВО ещё в 2022 году. Взаимоотношения в этой страной для нас тёплые, но не простые. И РФ и СССР всегда оказывали поддержку Северной Корее. И теперь она отвечает взаимностью.

И всёже, с точки зрения экономики, назвать для нас Северную Корею «важным партнёром» сложно. Здесь сказывается сложность в плановой экономике империи Кимов, и закрытости для мира. Даже Южная Корея занимает в торговом обороте России 2,1%. И все же, наши страны развивают экономическое сотрудничество. Россия вряд ли сможет стать для Северной Кореи номером один, на это есть Китай, но обосноваться во взаимной торговле на второй строчке может уверено. Главное, чтобы и Северной Корее было, что предложить нашей стране. Кроме солдат. Сдвиги уже есть, появляются туристические маршруты, идет создание транспортной инфраструктуры и логистических маршрутов.

Отсутствие санкций и огромный рынок сбыта — делает для РФ отношения с крупными странами Азии приоритетным.


Если посмотреть структуру внешнеторгового оборота за последние годы, то роль азиатских стран будет очевидна. Объем внешней торговли в 2022 году оценивается в 848 млд $. Ожидаемое снижение после санкционного давления до 710 млд $ в 2023. В 2024 году начался хоть и медленный, но рост до 716,9 млд $. При этом экспорт доминирует над импортом. Очевидно, что происходит снижение роли в торговле с Европой с 355 млд $ в 2022 году до 141 млд $ в 2024 году. Тенденция, вероятно, сохранится и по итогам 2025 года. Значение Азии неуклонно растёт с 436 млд $ в 2022 году до 520 млд $ в 2024 году. Здесь показательно, что главными внешнеторговыми партнёрами России, по итогам 2024 года, стали как раз страны Азии: Китай 33,8%, Индия 8,8%, Турция 8,3%.

Это делает взаимоотношения с крупными экономиками Азии приоритетным направлением для отечественного бизнеса. Как раз Китай, Индия и Турция, являясь не только крупными экономиками, но и сильными игроками на геополитической арене, могут проводить независимую внешнюю политику без оглядки на ЕС или США. Проводя политику в национальных интересах, лидеры этих стран: Си Цзиньпин, Моди и даже Эрдоган, видят в России взаимовыгодного партнёра, взаимоотношения с котором строятся без принуждения, санкций и вмешательства во внутренне дела. Поэтому эти отношения обречены на развитие.

Как бы ни были сложны взаимоотношения с Турций, совместные проекты идут своим чередом, торговля развивается. Взаимоотношения с Индией и КНР нельзя назвать полностью безоблачными, но они развиваются и дают хороший результат. Нужно понимать, что Россия не ищет конкуренции в геополитической сфере с Индией или Китаем, что может сделать союзы с этими странами «очень прочными», особенно, если они будут построены на экономическом взаимовыгодном сотрудничестве.

Автор: Ли Офан

Комментарии закрыты.