«Сны про не вспомнить»: жизнь на грани между явью и забытым сном

37

Что бывает, когда забытые сны начинают управлять твоей жизнью.

f001 4

Когда я только открыл первую страницу романа Алексея Небоходова «Сны про не вспомнить», я уже чувствовал себя тем бедолагой, который случайно попал на свадьбу без приглашения. И вроде музыка приятная, закуски аппетитные, а вот чувство, что сейчас прилетит чей-то рассерженный туфель прямо в лоб, не покидает ни на секунду.

Ведь что мы видим? Роскошный юбилей солидного профессора Вениамина Рикошетникова, весь цвет научного бомонда, хрустальные бокалы, высокопарные тосты. Всё очень благородно, всё культурно, никаких намёков на драму, только сладкий вкус элитарного торжества. Но в лучших традициях абсурда, каким пропитан каждый сантиметр этой книги, спокойствие длится ровно до того момента, как молодая и красивая протеже профессора, Софья Волкова, решает высказать тост, а вместо этого эффектно падает замертво, успев загадочно произнести: «Это он сделал…».

Тут, дорогие читатели, я понял, что лёгкого вечера не будет. Книга с размаху окунает нас в мир, где логика бессильно машет руками вслед убегающему здравому смыслу. Вместо уютных посиделок с чаепитием нас ждут резкие повороты, которые могли бы заставить нервно курить даже саму Агату Кристи.

Автор, Алексей Небоходов, уже давно зарекомендовал себя мастером мистического реализма, способным превратить простой ужин в философское эссе о жизни и смерти. Но здесь он превзошёл самого себя: читатель вынужден постоянно балансировать на грани серьёзного расследования и бесконечного цирка, где актёры — это манипулятивные профессора, невротичные следователи и дамы с сомнительной нервной системой, которые видят призраков даже чаще, чем новую коллекцию в бутиках.

Особняк профессора превращается в средоточие мрачных тайн, и расследовать их берётся суровый и прагматичный следователь Иван Анненков, типичный представитель правоохранительных органов, который с одинаковым рвением может выяснять, кто не выключил свет в уборной, и кто прикончил несчастную девицу прямо на празднике жизни. С первых же глав Анненкову начинает казаться, что разобраться в этом деле будет примерно так же просто, как распутать наушники из кармана джинсов — в перчатках и вслепую.

Чем дальше в лес, тем, как говорится, толще партизаны. Появляется юный Игорь, любовник погибшей Софьи, который врывается в сюжет с таким напором и драматизмом, будто пришёл прямиком с кастинга очередного российского сериала. Молодой человек, разумеется, обвиняет во всём профессора, после чего получает весьма эффектную пощёчину. Обычный вторник в доме Рикошетниковых, ничего нового.

Что касается профессора, то его фигура заслуживает отдельного внимания. Вениамин Степанович — человек не только высоких научных достижений, но и таких же высоких моральных сомнений. Эксперименты, которые он проводит, могли бы вызвать зависть даже у доктора Франкенштейна. Тут и капсулы для мозга, которые позволяют человеку жить даже после того, как он отправился на встречу к Святому Петру, и гипнотические установки, от которых становится не по себе даже психиатрам. Да что там психиатрам — любому вменяемому читателю!

Но герои продолжают упорно балансировать на тонкой грани между жизнью и смертью, и у них получается это даже лучше, чем у сотрудников коммунальных служб — балансировать бюджет в конце года.

Не успеваешь привыкнуть к одной интриге, как автор подкидывает новую: вот Оксана, сестра покойной жены профессора, видит призрак убитой девушки, а буквально через пару страниц её находят задушенной в собственной комнате. Становится очевидно, что в доме творится нечто похлеще семейных разборок в бразильском сериале.

Отдельное восхищение вызывает фантазия Небоходова, который не просто издевается над героями, но и над читателями, которые уже боятся закрыть глаза на ночь, опасаясь увидеть своих родных и близких в роли коварных призраков.

Автор прекрасно чувствует грань между сатирой и серьёзностью, постоянно подмигивая читателю из-за угла страницы, заставляя задуматься, а что если завтра на вашей вечеринке тоже кто-нибудь внезапно упадёт с загадочной фразой на губах?

Самое интересное, что при всей мистичности и абсурдности происходящего, роман оказывается довольно глубоким философским высказыванием. Мы забываем свои сны, и они, кажется, забывают нас. Но Алексей Небоходов предупреждает: не всё забытое теряет силу, иногда оно возвращается, чтобы не просто напомнить о себе, но и весьма жёстко спросить за невнимание.

В конце романа читателя ждёт не просто развязка, а целая философская дискуссия на тему памяти, идентичности и ответственности учёного перед человечеством. Но если вы думаете, что автор выдаёт это сухим академическим текстом, то вы глубоко ошибаетесь — в «Снах про не вспомнить» философские проблемы решаются с огоньком, чувством юмора и здоровой порцией мистической паранойи.

Читая эту книгу, я, признаться, поймал себя на мысли, что тоже не против стать участником такого эксперимента: ну, хотя бы чтобы на следующий день было что обсудить с друзьями за чашкой кофе. Правда, потом вспоминаешь, что герои эксперимента Небоходова имеют неприятную привычку умирать при загадочных обстоятельствах, и уже не так сильно хочется вляпаться в подобное мероприятие.

В итоге, «Сны про не вспомнить» — это тот редкий роман, который заставит вас смеяться, бояться, задумываться и, возможно, немного недоверчиво смотреть на своих близких и коллег. Алексей Небоходов снова доказал, что лучшая литература рождается там, где заканчивается здравый смысл и начинается настоящий хаос.

Так что, дорогие читатели, если сегодня ночью вам приснится странный сон, записывайте его немедленно. Потому что, кто знает, вдруг именно ваши забытые сны станут сюжетом следующей книги Небоходова. А пока читайте «Сны про не вспомнить» и наслаждайтесь жизнью — пока она ещё не стала мистическим кошмаром.

Комментарии закрыты.