Среди друзей, как в пустыне

41

Насколько сильна поддержка России ее союзниками? На чем строится ОДКБ и мнимые дружественные связи – рассказал эксперт.

Русский воин на поле битвы
На фото: Русский воин на поле битвы / Коллаж ИА Новости России

Эксперт в области политики, конфликтологии и государственного управления Станислав Трунов поделился своим видением ключевых политических сил нашей страны.

«Сегодня, политические отношения между государствами строятся вокруг прагматизма каждого. Выстраивание партнерских союзов между Россией и другими государствами – не исключение. После 2022 года, начала проведения СВО, привычные до того времени партнерства в международных отношениях были в значительной степени пересмотрены. Мир действительно движется в сторону многополярности, как завещал нам Киссинджер, при этом Россия в этом мире станет ключевым элементом нового глобального равновесия.

С целью преодоления гегемонии США, Россия опирается на связи с самыми быстрорастущими экономиками мира – Индией и Китаем, которые также заинтересованы в получении надежных позиций в новом миропорядке. Индия, как и Китай, нарастили импорт российских энергоносителей для обхода санкций, с целью дальнейшей поставки обработанного сырья в другие страны. Однако, наше союзничество строится не на доброй воле, а на совпадающем видении в необходимости выстраивания нового контура глобальной расстановки сил в мире.

Наивно было бы полагать, что свои интересы в таких союзах преследует только Россия. Китай получает дешевые ресурсы, растет товарооборот, но более глобальный интерес – сдерживание влияния гегемона – США. Но здесь кроется не только одна из основных причин заинтересованности Китая в партнерских отношениях с Россией, но и риск их потерять.

Несмотря на нежелание Пекина мириться с однополярным миром, который пытается навязать Вашингтон, рынок штатов остается для их товаров крупнейшим. Поэтому, в открытую конфронтацию Китай вступать не намерен, также, как и Индия. Они попытаются сохранить баланс, который не будет негативно сказываться на их положении и создавать для них дополнительные экономические риски.

Идея тесного сотрудничества между Россией, Китаем и Индией, озвученная в 90-х годах Евгением Примаковым имеет под собой довольно существенную проблему – большую спорную границу в Гималаях. Несмотря на попытки разрешить этот конфликт, он законсервирован. Союзничество Китая и Пакистана для Индии – большая проблема для предложенного Примаковым союза трех государств, наряду с тесными торговыми связями Нью-Дели и Вашингтона.

Другой вектор развития партнерства – стратегический, затрагивающий вопрос безопасности, касается государств, входящих в ОДКБ. Фактически, для государств, входящих в этот союз, создан противовес НАТО и 5 статьи его устава, в виде гарантий взаимной военной помощи в случае агрессии из вне. Вопрос создания Организации был лишь вопросом времени, архитектура мировой безопасности не может строиться при игнорировании интересов государств вне коллективного Запада.

Помимо очевидного вопроса безопасности, союзники получают доступ к нефти и газу по низким ценам, а также к рынку труда, открытого для мигрантов. Насколько надежны эти союзы? Вопрос открытый, дискуссия на который начинается с каждым новым неожиданным действием со стороны наших партнеров. Тропа мира, которую заложила Россия для Армении и Азербайджана, воспринялась первыми, чуть-ли не как предательство, а лавры за урегулирование Карабахского конфликта, контур разрешения которого наметило наше государство – забирает Трамп. Кажется, что «передавили», с попыткой более глубокой интеграции, что дало развитию комплекса младших государств с желанием освободиться от значительной зависимости Кремля.

Важно понимать, что Россия не навязывает своим союзникам однополярные условия, не втягивает их в дела, которые ведет сама. В качестве отличного примера, можно рассмотреть позицию Астаны в отношении проводимой специальной военной операции. Сложно не заметить то, как Казахстан дистанцировался от конфликта, стараясь сохранять политику многовекторности. Москва это понимает и не давит на своего партнера. В тоже самое время, «демократичный» Запад, в частности ЕС, пытается навязать однобокую позицию другим государствам, не оставляя места для политической воли.

Так, Урсула фон дер Ляйен, недавно заявила о том, что Сербии нужно присоединиться к санкционной политике Евросоюза в отношении России для вступления в него. Примечательно, что Вучич, по аналогии с Казахстаном, также старается сохранить многовекторность, однако ЕС не оставляет такой возможности, в отличии от России.

В первом ряду среди наших ключевых союзников, дружественная Беларусь, являясь для России сегодня военным, экономическим и политическим союзником. Минску важно сохранять дружбу с Москвой и на этом развивать свое государство. Лукашенко понимает, что это надежный путь, не создавать на границе с родственным народом проект «анти-Россия», показательным примером которого стала Украина с итогом, который нам всем известен.

В ближневосточном регионе союзником России остается Иран. Противниками Ирана в регионе являются союзники США – Израиль и Саудовская Аравия. Необходимость сохранять баланс сил создавая условия для развития отношений между Москвой и Тегераном, в этом заинтересованы две стороны.

Иран в свою очередь получает доступ к технологиям, военным разработкам и поддержку на международном публичном политическом поле. Однако, интересы Ирана часто не совпадают с интересами России в регионе, ввиду серьезного религиозного и территориального исторического противоречия, который часто является корнем конфликтов, Тегеран не позволит себе подыгрывать Москве.

Существуют потенциальные риски для любого союза и партнерства, которые являются предметом проработки дипломатии. Например, многовекторная политика Казахстана являясь плюсом для экономического развития собственного государства, также является и опасным фактором для дружеских отношений с Москвой. Активное внедрение влияния Запада может постепенно, незаметно на первый взгляд, загнать в серьезную зависимость орбиты интересов Вашингтона и Брюсселя.


Вторым важным вызовом выделяю смену власти и режима в союзнических государствах. Отличным показательным примером с предупреждением подобного сценария является Беларусь. Настолько тесное сотрудничество и дружеские отношения между нашими странами обеспечены во многом личной политической волей Лукашенко. В случае смены власти в Беларуси на прозападные, Россия рискует остаться завтра без надежного сегодня союзника.

Другими последствиями обернулся приход к власти в США республиканца – Дональда Трампа. Начался диалог между нашими государствами, который прервал Байден. Да, диалог с угрозами, манипуляциями и большой дипломатией, но диалог «на равных». Этот пример наглядно демонстрирует, насколько контур внешнеполитических связей может быть нестабильным, реконструироваться со временем. Меняется геополитические расклады со сменой власти в США и прерванные контакты между нашими странами при прошлом, 46-м президенте в штатах, возобновляются.

Отношения не всегда могут портиться резко. Постепенное изменение тона отношений мы наблюдаем и сейчас, с Арменией. Для Еревана было болезненно воспринимать решения, предлагаемые Москвой, но принятые позже с протянутой руки Трампа в отношении Карабахского вопроса. Мы наблюдаем ориентацию на Запад, с попытками сохранить отношения с Россией. Важно, чтобы за двумя зайцами погнавшись – догнать хотя бы одного.

Подводя итог, можно однозначно сказать, что Россия заинтересована в надежных союзниках, которые помогают разрушать однополярный мир. Сегодня для этого необходимо военное сотрудничество, помогающее достигать целей СВО — с КНДР, Ираном и Беларусью, стратегическое – в рамках ОДКБ, экономическое – с Китаем и Индией.

Тем не менее, система партнерских отношений России строится в том числе и на текущей пользе для других государств, что создает для надежности таких союзов нависающую напряженность. Сохранение союзов – большая задача перед лицом российской дипломатии. Важно учитывать интересы каждого в обеспечении конструкции партнерских отношений, создавая баланс сил в мире, который обеспечивает интересы самой России», — считает эксперт.

Комментарии закрыты.