Первый заместитель Губернатора края – председатель Правительства Красноярского края Юрий Лапшин подвел итоги работы выездных комитетов Совета Федерации в Норильске и Красноярске в интервью программе «Вести Красноярск»

29

44f96c642155089c8d7bfbac04f398f1

Юрий Анатольевич, на прошедшем выездном совещании комитетов Совета Федерации по ситуации в Норильске центральной стала тема не столько аварии на Норильской ТЭЦ-3, сколько вообще социально-экономическое положение в северной столице края. Действительно, разлив топлива, как сказал губернатор, обнажил и целый комплекс проблем Норильска. И прежде всего – огромный износ инфраструктуры. Но ведь это давно известная проблема, почему заговорили об этом только сейчас?

Юрий Лапшин: Не только авария на ТЭЦ, но и последующая серия аварий меньшего масштаба приковали внимание к Норильску и заставили переосмыслить роль и место этого арктического города в экономике страны и Красноярского края, и в целом условия жизни норильчан. По поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко группа сенаторов и руководство ряда отраслевых министерств федерального Правительства выезжали в Норильск. Разбившись на несколько рабочих групп, они знакомились с ходом работ по ликвидации последствий аварии, с коммунальной и социальной инфраструктурой города. Многие из них были в Норильске первый раз, и можно рассчитывать на то, что их мнение не обременено чьим-то мнением ещё.

Они остались под впечатлением. Поэтому разговор в значительной степени пошёл не столько об аварии, сколько о состоянии самого города, его жилого фонда, коммунальных сетей, транспортной и социальной инфраструктуры. Получился вполне заинтересованный рабочий разговор.

На ваше выступление довольно живо среагировал заместитель министра строительства РФ Никита Стасишин. Он подверг сомнению целесообразность проведения реновации жилья в Норильске, сославшись на то, что это, во-первых, очень дорого, во-вторых, вряд ли заинтересует норильчан. К тому же есть и другие проверенные механизмы вроде ипотеки. Вы не стали ему отвечать, но давайте выясним – возможна ли реновация в Норильске?

Юрий Лапшин: Реновация не просто возможна, она необходима. На сегодняшний день средняя степень износа жилых домов в Норильске приближается к 50%. Ещё в 1998 году, в аккурат за два года до передачи жилого фонда в муниципальную собственность, было соответствующее обследование жилого фонда.

Коллеги из федеральных министерств часто довольно эмоциональны, и это неплохо, потому что, как минимум, демонстрирует неравнодушие. Но, к сожалению, они не всегда владеют местной ситуацией. Приведу лишь два аспекта. Заместитель министра строительства активно призывал пользоваться механизмом ипотеки, в том числе льготной. Но в Норильске нет рынка жилья в том понимании, в каком он есть в Красноярске или в Москве. Люди, которые живут и работают в Норильске, в большинстве своём планируют свою дальнейшую жизнь в более приятных природно-климатических условиях и не планируют обзаводиться собственностью, чтобы расставаться с ней на пенсии. Не у всех, конечно, это получается, но точно – многие планируют жить по-другому. Поэтому есть лишь совсем небольшой, локальный рынок жилья. В основном его формируют люди, не работающие на комбинате, и члены их семей, которые работают, например, в сфере обслуживания. И это исключения, которые лишь подтверждают правило.

Далее, цена квадратного метра, если говорить о себестоимости строительства, как минимум, в два раза выше, чем «на материке». В силу огромного количества причин, включая продолжительность строительного сезона. Всё это накладывает особые обременения на подходы к ипотеке: те её модели, которые применимы в других городах, в Норильске работать не могут.

Если же мы говорим про снос аварийного и ветхого жилья, то у этой программы есть очень чёткие критерии. В первую очередь, стоимость квадратного метра жилья, предлагаемого взамен сносимого, зафиксирована в среднем по субъектам. И Норильск, опять-таки, минимум в два раза «не вписывается» в эти параметры.

Есть ещё целый ряд существенных особенностей и отличий Норильска и подобных городов Арктической зоны, которые требуют индивидуального подхода. Такой индивидуальный подход воплотился в программу реновации, которая уже трансформировалась в Комплексную программу социально-экономического развития Норильска, над которой мы работаем вместе с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. Сейчас этот документ проходит согласования в федеральных ведомствах. Иных подходов, кроме особых, по решению таких проблем применительно к Норильску быть не может.

Интересно, что сразу целый ряд федеральных министерств и ведомств, которые приехали в Красноярск, чуть ли не хором отметили пассивную позицию администрации Норильска в участии во многих федеральных программах. Упоминались проекты «Чистая вода», «Переселение из ветхого и аварийного жилья», «Комфортная городская среда», конкурсы и гранты Фонда реформирования ЖКХ и прочее. Вот, пожалуйста, – живые деньги, гарантированное финансирование, но ни разу  «федералы», как они говорят, не видели заявок от Норильска. Почему так получается?

Юрий Лапшин: Правда здесь находится посередине. Большинство таких федеральных программ, как я уже сказал, ориентируются на показатели, которые рассчитаны в среднем для всех населённых пунктов страны. Но Норильск находится в экстремальных природно-климатических условиях и имеет транспортную обособленность, замкнутость территории. Круглогодичная связь с Большой землёй здесь есть только по воздуху или по Северному морскому пути. Это накладывает серьёзный отпечаток на возможность соответствовать тем или иным критериям федеральных программ.

С другой стороны, команда администрации Норильска ещё многому может и должна поучиться. У многих на слуху история с динамикой заболеваемости коронавирусом в Норильске, когда, по мнению наших специалистов, ситуация в Норильске развивалась напряженно, но вполне контролируемо. Но в какой-то момент у руководства города началась паника, громкие и часто безосновательные заявления, закончившиеся отставкой главы города. Оторванность от Большой земли в смысле транспорта не должна приводить к оторванности менеджмента города.

Рефреном всего совещания звучала мысль, что «Норильский никель» должен активнее заниматься проблемами города. Но ведь и их можно понять – они бизнесмены, металлурги. Управление городом – это совсем другие компетенции. Да, когда-то давно комбинат и город были одним целым, но то была другая эпоха и другие законы. Понятие «социальной ответственности», насколько я знаю, нигде в правовой базе не встречается. Разве не достаточно того, что «Норильский никель» и так является крупнейшим налогоплательщиком в городе и в крае?

Юрий Лапшин: Сложно однозначно ответить на вопрос,  достаточно этого или нет. По примеру других городов к Норильску иногда применяют эпитет «моногород», а применительно к «Норникелю» – «градообразующее предприятие». Это не совсем так. Всё-таки моногород в сегодняшних реалиях – это город, где имеются разные производства и бизнесы, но есть крупнейшее предприятие, которое создает наибольшее количество рабочих мест и налоговых поступлений. Норильск в этом смысле не моногород, а город-завод. А «Норникель» — не градообразующее предприятие, а единственное предприятие, благодаря которому во имя которого создан город. Эта связка город-комбинат, просуществовавшая до конца 90-х годов, создала уникальную модель. Воссоздать её уже невозможно, неслучайно во всё мире подобные месторождения разрабатываются зачастую вахтовым методом.

При этом Норильск выполняет ещё и функцию форпоста России в Арктике. Это не вахтовый посёлок, а город с полноценной инфраструктурой, где люди живут семьями. И в связи с этим город может и должен выполнять дополнительные функции, связанные с предоставлением современных услуг жителям арктических территорий.

То, что эта связь разорвалась в 2000-х – создало массу проблем. Потому что стоимость содержания инфраструктуры, не говоря даже о её модернизации, в таких условиях значительно выше. И если нет постоянного крупного источника, то всё хозяйство приходит в упадок, что сейчас и происходит. Конъюнктура на рынках такова, что это позволяет эффективному менеджеру выстраивать высокомаржинальный бизнес. Когда компания в состоянии платить 30-40 копеек дивидендов на каждый рубль выручки, а при этом всё бремя содержания огромной инфраструктуры, которая работает на этот бизнес, лежит на муниципалитете и региональных властях – что-то в этой истории нужно поменять.

Мы считаем, что вернуться полностью к советской модели нельзя, но можно сместить акценты, в том числе через законодательные механизмы: через рентные платежи или через заключение соглашений. Такие модели должны использоваться. Иначе мы будем модернизировать инфраструктуру, как скрупулёзно посчитали коллеги-сенаторы, в течение 160-190 лет. Это нереально, в полный упадок город придёт гораздо раньше.

Итогом десанта сенаторов в Норильск и Красноярск станет специальное постановление, дорожная карта действий и, как было сказано – новое соглашение между краем и «Норникелем». Предлагалась даже идея подписать такое соглашение в стенах Совета Федерации, который выполнит как бы примиряющую функцию. Скажите – как вся эта ситуация отразилась на наших отношениях с крупнейшим налогоплательщиком? И будут ли от края какие-то предложения и в адрес федеральных властей?

Предложения от края в адрес федеральной власти официально отправлены в Совет Федерации. Они содержат мероприятия в части изменения законодательства, в части ответственности природопользователей за нанесение ущерба окружающей среде, в части социально-экономического развития Норильска и отношений с крупными недропользователями.

Надеюсь, точка в этом вопросе в смысле отношения к этим предложениям и принятия решений будет поставлена на следующей неделе на пленарном заседании Совета Федерации.

Будем ли мы подписывать соглашение с «Норильским никелем» под патронажем Совета Федерации – это уже детали. Важно, чтобы у сторон было взаимное желание подписать это соглашение.

Судя по тому, что говорили руководители «Норильского никеля»  на том совещании, осознание того, что без этого двигаться дальше невозможно – у коллег есть.

Что касается отношений, мы ведь не имеем задачи нравиться друг другу. Цели были – зафиксировать проблему, понять, что понимание её одинаково, и договориться о взаимодействии и шагах, которые приведут к решению этих проблем. А общая наша цель – уважая права и осознавая возможности каждого, двигаться вперед во благо этой земли и людей, которые здесь живут.

Источник:
http://www.krskstate.ru/press/news/0/news/97893

Комментарии закрыты.