Денис Жуков: «Онлайн-уроки — это бездушное, механическое выполнение трудовых обязательств»

573

Сегодня наш корреспондент беседует с известным балалаечником-виртуозом, лауреатом международных и всероссийских конкурсов, педагогом и создателем музыкального проекта «Бряц Гайс» — Балалайки 21 века, Денисом Жуковым.

– Денис, здравствуйте, Вы с детства занимаетесь на балалайке?
— Да, в 6 лет меня мама отвела в музыкальную школу, я хотел играть на гитаре, но меня ловко переманили на балалайку. В школу пришел новый педагог по балалайке, ему нужно было набрать класс, и он мне продемонстрировал игру на балалайке. Услышав красивое вибрато, я моментально забыл про гитару и согласился заниматься на балалайке.

— Не жалеете о том, что так и не стали гитаристом?
— Нет, я думаю, что если бы не попал в тот момент на балалайку, то вообще не стал бы музыкантом. Я учился в Евпаторийской школе искусств, и в то время не помню, чтобы у нас в школе были сильные гитаристы, а когда ты ребенок, то большую роль в твоем становлении играет именно учитель. Так как я сам уже много лет занимаюсь преподавательской деятельностью, то могу точно сказать, что должно совпасть много факторов, чтобы ребенок стал музыкантом. Даже если у тебя есть музыкальная одаренность и желание заниматься, в первую очередь важно попасть к правильному педагогу, а мне с педагогом повезло, так как он был максимально требовательный, не позволял расслабляется и подготовил меня к поступлению в училище имени Гнесиных.

Хорошо, как опытный педагог, скажите, какие еще факторы, на ваш взгляд, должны совпасть, чтобы ребенок стал профессиональным музыкантом?
— Тут еще важно желание родителей, чтобы они всячески поддерживали ребенка, также важно демонстрировать свое умение на публике, то есть выступления на концертах. Дети после каждого концерта заряжаются энергией и сами требуют больше и больше выступлений на публике. Кстати, эта вся история с пандемией, и всеми последующими ограничениями, и занятиями в онлайн-режиме, крайне негативно сказалась на творческом процессе. Не только дети начали терять интерес к занятиям, но и педагоги. Я лично для себя определил, что для меня онлайн-уроки это бездушное, механическое, выполнение трудовых обязательств.

— Давайте перейдем к другому разделу вашей деятельности. Я познакомился с творчеством вашей группы «Бряц Гайс» на Винил Джеме: это выставка, которая собирает хай-файное сообщество любителей теплого винилового звука. Люди слушали вас с открытыми ртами. Скажите, почему пришла идея записать именно аналоговый альбом?
— Самой идеи записать альбом у нас не было, мы только начинали наше творчество. Сделали пару треков и где-то на просторах интернета нас услышал Николай Казанцев, который специализируется на записях аналоговых альбомов разных исполнителей. Он записывал и классических пианистов, и группу Браво, и Евгения Маргулиса, и джазовых исполнителей, в общем — разные жанры. И, видимо, его интуиция подсказала, что балалайки в аналоге будут звучать лучше, чем в цифре, поэтому он позвонил, сказал, что «Ребята, то, что вы делаете, это здорово», и предложил записать альбом. Таким образом, мы сделали запись первого альбома, который имел успех среди аудиофилов. Было много положительных отзывов, поэтому вскоре мы записали и второй альбом. Так что два альбома у нас уже имеется, но послушать их можно только на пленке, на хай-фай оборудовании, и только в высоком качестве.

— Планируется ли сделать оцифровку альбомов? Так сказать, пустить альбомы «в массы»?
— Изначально думал, что да, было бы не плохо выпустить цифровую версию, но после прослушивания альбома в оригинале, на пленке, я понял, что — нет! Я не ожидал, что мы можем так здорово звучать, поэтому пусть это останется в аналоге.

Группа имеет необычное и объемное звучание, к примеру, когда я первый раз вас услышал, даже не сразу понял, что за инструменты звучат, при этом вы играете на типичных балалайках.

Мы используем пространственную обработку звука, реверберация, дилей, в некоторых композициях используем дисторшн. Я перепробовал огромное количество разных гитарных примочек, разных эффектов. Опять же, много чего почерпнул у гитаристов, что касается и электрификации инструментов, и использование обработки звука. Целая индустрия на них работает. Балалайка абсолютно не развита в этом направлении, гитаристы этот путь прошли довольно давно, а балалайки только начинают развиваться.

— Хорошо, а репертуар, как вы создаете музыку, которую играете?
— У нас есть авторская композиция нашего барабанщика Загита Алыкова, называется «Бал для Дади», а все остальное — это мои творческие эксперименты с разными жанрами. У меня за мою жизнь набралось большое количество разной музыки, которая мне нравилась, и которую я хотел попробовать поиграть на балалайке. И когда я понял, что время пришло, начал делать репертуар: сначала один, записывая разные темки на лупер, микшировал, искал тембры, и потихоньку начал привлекать ребят, своих друзей, музыкантов для совместного творчества. Для меня вся сложность заключалась в том, что мне было интересно играть тот материал, который изначально никак не был связан с балалайкой. Это не так, что ты открыл ноты, выучил текст, вышел на сцену и сыграл. Тут были муки творчества, поиск нового звучания, придумывание аранжировок, да и вовлечь музыкантов в репетиционный процесс было не просто. У всех семьи, работы, свои дела, а тут я, со своими балалайками (*смеется).

— И последний вопрос, который лично меня больше всего интересует: где вас можно услышать в ближайшее время? Концерты, может быть, какие-то фестивали? Вообще, расскажите о ближайших планах.
— На май у нас запланировано два клубных концерта в Москве. 7 мая Glastonberry и 23 мая клуб Алексея Козлова – главная сцена. Летом есть предложения по нескольким фестивалям. А главное это, конечно, гастрольный тур, который намечен на осень по городам России.

Видео с концерта группы «Бряц Гайс»
https://youtu.be/P-d-udR_E0U

Комментарии закрыты.