Как открыть бизнес в эпоху СВО: история успеха машиностроительного завода

165

Российские промышленники привыкли работать в любых условиях. Даже самое сложные времена сопровождаются открытием новых производственных предприятий, не связанных с оборонкой. Одно из таких – машиностроительный завод «Интерприцеп». Предприятие проделало большой путь, увеличивая объем выпуска грузовых прицепов и полуприцепов в 30 раз: с 5 до 130 единиц. В каких условиях развивается предприятие, рассказывает коммерческий директор Федор Шубный.

zavod03

С первых дней работы нашей команды мы погрузились в интенсивные подготовительные работы. Опыт учредителя компании в производстве грузовой техники послужил нам значительным преимуществом. Главным критерием при отборе сотрудников было наличие опыта в машиностроении, и это решение оправдало себя.

Я сам с 2018 года был дилером грузовой техники нескольких российских и турецких производителей. Этот опыт стал ценным ресурсом нашего пути. Мы ставили перед собой множество задач по различным направлениям, но одной из самых главных было создание продукта, который в точности удовлетворял бы потребности наших клиентов.

Мы тщательно изучили опыт ведущих европейских производителей прицепной техники и адаптировали наш продукт к особенностям российских условий. Ведь у нас совершенно другие дороги и культура эксплуатации.

После создания чертежей и конструкторской документации мы приступили к подготовке производственной площадки и комплектованию необходимым оборудованием. На первом этапе мы арендовали всю территорию, но сейчас она уже находится в нашей собственности. У нас было два производственных цеха общей площадью 1400 квадратных метров.

Начинать с нуля без кредитной линии и финансовой поддержки извне было не просто. Все начальные вложения осуществлялись на частные деньги, которых катастрофически не хватало. Но к середине февраля 2022 года мы с гордостью выпустили первый опытный образец, провели презентацию нашего полуприцепа и заключили первые контракты с розничными покупателями и дилерскими центрами.

zavod01

Сразу после начала Специальной военной операции мы столкнулись с новыми вызовами, которые потребовали от нас гибкости и стратегического мышления. Один из первых ударов, который мы почувствовали, был резкий скачок курса доллара с 75 до 120 рублей. Это оказало серьезное воздействие на нас, особенно учитывая, что значительная часть бюджета каждого произведенного нами прицепа шла на приобретение импортных комплектующих, включая ходовую часть и тормозную систему.

Ситуация требовала немедленных решений, и перед нами встал выбор из трех путей. Первый вариант был вернуть деньги заказчикам, расторгнуть договоры и ожидать стабилизации курса валюты. Второй вариант — увеличить стоимость продукции по уже подписанным контрактам. И, наконец, третий — начать выпуск продукции, отдавать технику партнерам, работать в ноль и сохранить все договоренности. Мы решили выбрать последний сценарий, который позволил нам сохранить отношения с партнерами и условия сделок, чему были очень благодарны наши клиенты.
Благодаря профессионализму руководства нашей страны, курсы валют в апреле 2022 года стабилизировались, что облегчило работу нашей компании. Однако, это был лишь первый этап вызовов, с которыми мы столкнулись.

Официальный уход с российского рынка европейских производителей комплектующих, для грузовой техники представлял собой еще один серьезный момент. Оси, ходовая часть, электроника, тормозная система — все это начало исчезать со складов. Но мы уже предвидели такой сценарий и начали искать альтернативные товары в других странах, таких как Турция и Китай.

Благодаря нашему правильному подходу к импорту, мы смогли полностью закрыть наши потребности в комплектующих, несмотря на санкции. Это, конечно, потребовало больше времени и усилий, и мы благодарны нашим партнерам за понимание и готовность к небольшим корректировкам.

Даже в условиях снижения объемов продаж в апреле 2022 года, мы смогли сохранить и даже немного увеличить свою долю рынка. Это было возможно благодаря тому, что мы уже на этапе подготовки проектной документации начали формировать и обучать отдел продаж, что позволило нам эффективно реагировать на изменения на рынке и поддерживать стабильность в нашем бизнесе.

zavod02

С начала мая 2022 года отечественный рынок грузовой техники постепенно восстанавливался после спада и даже начал набирать обороты. Мы внимательно отслеживали все изменения на рынке, изучали ассортимент товаров производителей полуприцепов, которые покидали рынок. К концу 2022 года у нас уже сложился четкий список наиболее востребованных в России типов полуприцепов.

К слову, изначально мы сделали основной акцент на прицепы зерновозы, и это было осознанным решением. Ставропольский край, где располагается наше предприятие, граничащий с Краснодарским краем и Ростовской областью, которые являются ведущими аграрными регионами, с высокими урожаями зерна, которые требуют транспортировки. Уже весной 2022 года я обратил внимание на резкий рост продаж седельных тягачей в России, и мой прогноз о повышении спроса на полуприцепы оказался верным.

Мы оперативно переключились на производство полуприцепов зерновозов бортового и самосвального типа, что позволило нам стать лидером по объему производства в этом сегменте, выпуская более 100 единиц в месяц.

В этот же период мы выявили еще два востребованных типа полуприцепов, которые уходили с рынка. Это универсальный полуприцеп контейнеровоз и самосвальный полуприцеп с кузовом квадратного сечения или «Box type», с выгрузкой назад. Мы сумели создать эффективную отечественную замену этих моделей, удовлетворяющую потребности наших клиентов.

С наступлением 2023 года рынок грузоперевозок стремительно рос, и мы могли предложить потребителям качественный продукт. Однако, рост спроса на нашу технику начал превышать наши производственные возможности, предъявляя нам новые интересные задачи для решения.

Отдел управления производством вложил огромные усилия в 2023 году, чтобы справиться с возросшим спросом. Мы смогли увеличить выпуск полуприцепов с 20 до 130 единиц в месяц, запустив две новые производственные площадки. Увеличение производственного штата в четыре раза было значительным достижением, и мы успешно адаптировали всех сотрудников к такому росту.

Особое внимание заслуживает работа отделов маркетинга и продаж. Мы разработали уникальную схему работы, наше собственное «ноу-хау», которое позволяет максимально автоматизировать процессы отчетности и обработки входящих запросов.

Наши цели на 2024 год включают в себя увеличение объема выпускаемой продукции до 300 единиц в месяц. У нас есть четкий план и стратегия, которые помогут нам достичь этой цели. Мы уверены в наших силах и готовы к новым вызовам и достижениям.

Комментарии закрыты.