История предпринимателя из Йошкар-Олы, запустившего рекламное агентство. Павел Мокеров занялся продвижением компаний в интернете, добился оборота в 800 тысяч в месяц и планирует вырасти в несколько раз. Как пройти сложный путь, «не опуская рук», рассказывает бизнесмен.
«Заняться бизнесом меня побудило желание найти подработку, чтобы увеличить доход. Это было основным. Также мне не очень нравилось работать в найме. Даже не с точки зрения какой-то подчиненности — скорее от невозможности реализовывать многие идеи. В тот момент в моей голове проносились разные варианты подработок от такси и сборки мебели, до написания текстов. Однако, взвесив все за и против, я решил, что SMM — идеальный вариант. Вложений не требуется, рисков почти нет, работать можно по вечерам и по выходным, доход постоянный из месяца в месяц, в отличие, скажем, от дизайнера, которому часто нужно искать новых клиентов. Кроме того, у меня 2 высших образования: техническое и экономическое, поэтому все начальные данные для старта у меня были.
Конечно, я не мог просто взять и назваться SMM-менеджером. Не могу я предлагать услуги, не разобравшись в теме. Я прошел обучение и даже получил сертификат. Как раз перед обучением посетил несколько вебинаров, которые убедили меня, что маркетинг — это то, куда мне стоит идти. Полученных доводов хватило для принятия решения. Каких-либо исследований не делал. Всё вышесказанное казалось логичным.
После обучения я начал активно работать со своей страницей, чтобы показать себя и найти клиентов. Предлагал подписчикам бесплатные аудиты. На обучении был общий чат, в котором состояли, в том числе, и начинающие предприниматели, которые хотели самостоятельно продвигаться в соцсетях. Я сделал более 30 аудитов, но никто не стал моим клиентом. Потом желающие в чате закончились, а в моем окружении в принципе не было потенциальных клиентов.
Так прошло 3 месяца в тяжелых трудах, которые не увенчались успехом. Я уже хотел всё бросить. Ну, в принципе, я потратил только 20000 рублей на обучение. У меня нет аренды, сотрудников и т.д. Руки действительно опускались. Бывает же, чтобы попытка оказалась неудачной. Но мне вновь попался бесплатный марафон. В этот раз по настройке рекламы. Я начал пробовать рекламироваться. УРА! Ко мне обратился клиент. Как раз вышеупомянутый, с мебелью. Он увидел рекламу, поизучал мою группу и посты, и решил обратиться. Кстати, на рекламу в тот момент я потратил 1500 рублей.
Далее новый клиент порекомендовал меня знакомой с детскими праздниками, которая работает с нами по сей день. С мебельщиком же мы расстались. Расстались хорошо. Просто не сработались. Такое тоже бывает. Сейчас у меня уже есть статистика, которая показывает, что удерживаемость клиентов более 80%.
Сейчас основной поток клиентов — это рекомендации. Учитывая, что в нашем деле мы «сидим на постоянщиках», то как таковой проблемы с поиском клиентов нет. Часто, наоборот, проблема в том, сможем ли взять в работу нового клиента в связи с недостатком персонала. Поэтому — главное пережить первый страшный период.
Кроме того, сейчас у меня запущена реклама. Клиенты приходят и с неё, но обычно более «холодные», чем по рекомендации. Кроме этого, я посещаю и меня приглашают на местные конференции, где я завожу знакомства и также нахожу новых клиентов.
В 2018 году бизнес был из одного специалиста, в моем лице. Основных услуг предлагал две: оформление группы ВКонтакте и её ведение (написание постов). Потом добавились: таргетированная реклама, профессиональный дизайн, разработка сайтов, реклама в Яндексе, Дзен, продвижение на маркетплейсах, в ТГ, оформление презентаций, реклама на радио и видео экранах. Перечень услуг продолжает расширяться.
Первыми клиентами стали собственники двух бизнесов: мебель на заказ и организация детских праздников. С них всё и началось. Причем, с детскими праздниками мы работаем до сих пор — это наш талисман. Мы даже цены им не повышаем! Тем не менее, со временем уровень клиентов стал повышаться. Сейчас среди наших клиентов уже часто не собственники, а директоры по маркетингу или оперативные директоры. Также руководители отделов маркетинга крупных компаний. Например, среди клиентов есть крупные заводы и аутсорсинговые компании. Вместе с тем, небольших компаний, ограниченных рамками одного города, также много. Мы работаем с бутиками парфюмерии, студиями танцев, производителем мягкой мебели в Челябинске, ювелирными мастерскими, агентствами недвижимости, с интернет-магазинами.
Что касается оборотов, то в 2018 году я относился к SMM, как к подработке. Первый гонорар составил 2500 рублей. Сейчас же оборот агентства составляет почти 1 млн в месяц. Директору поставлена задача довести его до конца года до 1,5 млн, а к концу 2025 года до 2,5 млн. Хочу отметить, что резкий прирост оборота произошел после сентября 2023 года. Оборот компании за август 2023 был 0,5 млн. К этому показателю я шел с 2018 года, то есть 5 лет. По прошествии полугода оборот вырос почти в 2 раза.
Успешные шаги
Преодолев «страшную» сложность поиска первого клиента, в 2019 году мне потребовалась дополнительная помощь. Я нанял копирайтера. Она сейчас до сих пор трудится со мной и занимает должность руководителя отдела контента. Потом потребовался таргетолог. Потом еще копирайтер и т.д. Следующей большой сложностью стало то, что я «уперся» в свое время. Я уже не занимался работой специалистов, а только контролировал процессы и проверял. Однако, на семнадцатом клиенте получилось, что я уже не успеваю даже это. Делегировать управление компанией сложно. Одно дело отдать в работу контент, дизайн или таргет другому специалисту и совсем всё иначе выглядит, когда нужно найти замену себе. С этой задачей я закончу уже в ближайшее время. Я поставил из штата исполнительного директора. Он сейчас проходит адаптацию. Все рутинные повторяющиеся процессы он возьмет на себя.
Пандемия не сильно повлияла на бизнес, так как все сотрудники работают из дома на удаленке, чего не скажешь про СВО. Санкции прибавили нам работы в хорошем смысле слова. Огромные рекламные площадки перестали предоставлять услуги на территории РФ: Гугл, Ютуб и Нельзяграм. Куда потянулись все рекламодатели? Конечно, в ВК. Это был скачок, который как раз привел к перегрузу.
Отмечу, что еще одной сложностью является сам поиск новых сотрудников. У нас это не так, что взял специалиста и всё. Нет! У нас свои технологии и связки. Специалистов надо сильно доучивать. Так приходится делать, так как мы очень ревностно относимся к качеству работ. По этой причине мы не масштабируется очень резко. В том числе поэтому мы не всегда можем взять нового клиента в работу. Скорость сарафанного радио у нас превосходит скорость роста компании с точки зрения штатного персонала.
Перспективы
В планах рост оборота и вхождение в ТОП-100 маркетинговых агентств РФ к концу 2025 года. Для этого мы подали заявку на регистрацию товарного знака. Также планируем ребрендинг. Ну, и конечно, рост количества сотрудников и клиентов.
Как я писал выше у меня 2 высших образования. Техническое — технология автоматизации машиностроения. Экономическое — экономика и управление на предприятии. Я считаю это большим преимуществом в работе в рамках маркетинга, так как многие специалисты получают образование на коротких курсах, чего не всегда достаточно для качественного выполнения работ.
Точки роста
Рабочий путь мой начался в 2007 году с найма на должность инженера ПТО. В 2014 году я занял руководящую должность. Потом я занимал руководящие должности еще в 2 местах и везде добивался отличных результатов по организации труда и достижению результатов. Так образование и опыт научили меня организовывать работу, но, никто и нигде не учил строить компанию. Это совсем другое. Управлять коллективом и строить компанию — это кардинально разные вещи. Я, как и многие предприниматели, строил свою компанию, как умел, как знал, как понимал. В итоге подавляющее большинство предпринимателей как раз упирается в свой временной потолок, о чем я писал выше.
Совпадение или нет, но именно в сентябре 2023 я пошел на обучение. Посвящено оно построению компании. Именно с сентября 2023 года у нас начался рост и сейчас есть полное понимание, как расти дальше. Всем начинающим и действующим предпринимателям я рекомендую получить знания о построении компании.
Если бы я продолжал работать руководителем группы маркетинга крупнейшего предприятия нашего города, то, вероятно, моя зарплата составляла бы в районе 70 000 рублей. Наемным сотрудником быть намного проще. Ты работаешь по графику, уверенно получаешь стабильную оплату и не сильно-то за что-то отвечаешь. Быть предпринимателем — это ответственность и огромный труд. У меня 4 года не было выходных и отпусков. Бывало я садился за дела в 4 утра и заканчивал к полуночи, и всё равно ничего не успевал.
Но в этом случае ты сам себе хозяин. Тебе не нужно спрашивать разрешения. Не нужно подстраиваться под систему. Особенно тяжело было (а я руководил маркетингом) быть инициатором. Многие (почти все) предложения не согласовывались. Это отчасти тоже стало желанием построить всё самому с нуля.
Я не жалею о своем выборе стать ИП. Сейчас становится легче, так как я начал структурировать компанию. К концу 2025 года хочу вывести компанию на оборот 30 млн в год. Сколько составит мой доход сложно сказать, но точно не менее 10%».
Комментарии закрыты.