Это вам игрушки! Как выпускают деревянное оружие в России?

138

Основная продукция этого производителя — детское деревянное оружие из игровых и кино-вселенных. Как зародилось производство деревянного оружия — рассказывает сооснователь компании «Возвуден» Сергей Силаев. Гордиться есть чем: в 2023 году «настреляли» выручку на 391 миллион рублей, произведя более 240 тысяч единиц продукции.

f02 3

Производство игрушек располагается в Нижегородской области, где трудятся более 100 человек. Продукцию можно найти на Ozon, Wildberries и других сайтах в сети Интернет, также активно развивается e-commerce посредством собственного сайта.

Людей посмотреть, себя показать
Идея делать деревянные пушки родилась в путешествии по России. Сооснователь компании Сергей Силаев вырос в небольшом рабочем поселке Вознесенское Нижегородской области. Родина матрешек и ручной деревянной игрушки издавна славилась своими мастерами по дереву, а о местных ярмарках слагали легенды. Вот и Сергей, с малых лет освоивший токарный станок, был участником таких мероприятий, но решил не ограничиваться областью, а объехал все крупные фестивали страны.

«Абсолютно каждая ярмарка от Поволжья до Сибири была похожа одна на другую: люди разные, товары те же», — вспоминает Сергей. «Да, это всегда был хороший заработок, но это никак не развивало. Игрушки, которые все продавали, точили по технологии наших дедов». И это была первая мысль — нужны более современные игрушки.

Вторым фактором стала сегментация представленных товаров. На ярмарках продавали сувениры и игрушки для малышей. Закупившись матрешками, сундуками, ложками и подставками, довольные родители с веселыми дошколятами уходили домой. А подросткам ничего не доставалось.

Я у мамы бизнесмен
В 2017 году VozWooden запускает производство в гараже. Не имея выдающихся предпринимательских навыков и располагая только накопленными собственными средствами, Сергей разрабатывает и самостоятельно изготавливает первую партию деревянных штык-ножей. Изделия того времени очень далеки от сегодняшних товаров VozWooden, но тогда эта новинка взорвала все ярмарки России.

Але, гараж?
Почему большинство идей, так и остаются идеями? Если отвечать на этот вопрос в контексте запуска нового продукта, то это нехватка финансирования.

Всему приходилось учиться самостоятельно. Думали, как усовершенствовать процесс ручной покраски, а, оказалось, уже изобрели принтер на сольвентных чернилах. Поставили принтер дома, а для него нужно специальное помещение. Каждый этап работы делали сами, а принтер в это время простаивал и засыхал. И таких примеров много. Ключевое тут – «никто за тебя не пройдет твой путь». Да, было бы хорошо, если б кто-то сказал, где соломки подстелить, но в то время таких организаций не было.

В момент, когда действительно понадобилась помощь, в компании появился второй учредитель, Игорь Цыплаков. Переход производства из гаража в полноценное здание потребовал дополнительных финансовых вложений. И причем не только собственных средств, но и постоянного расширения каналов продаж. У Игоря уже был опыт построения коммерческих структур, в том числе контуров маркетинга, пиара, продаж и логистики. И именно с 2019 года начинает расти активное комьюнити производителя.

В компании впервые появились сотрудники, которые стали работать с имиджем бренда. Запуск геймификации, видео-продакшн мирового уровня и выстроенный клиентский сервис способствовали резкому увеличению продаж. По итогам 2019 года выручка компании составила почти 18 миллионов рублей, в 2020 году достигла уже 80 миллионов рублей и далее каждый год кратно увеличивалась.

f01 4

Без топора не плотник, без иглы не портной
В 2020 году производитель переехал в новое помещение площадью почти 1000 м2. Деревянные игрушки производят именно здесь, но уже начали строить собственное здание современного завода.

За прошедшие семь лет многому научились и стали профессионалами своего дела. Если говорить о производстве, то сами вырастили первоклассных специалистов. Например, директор производства начал свой путь с принтерной, а кочегар изучил сложные программы и занялся моделированием. И таких примеров в компании много. Конечно, сейчас в штате есть и профильные сотрудники, но опыт тех, кто проходит путь вместе с нами с самого начала, особенно ценен.

Почему без топора не плотник, спросите вы? Ответ простой: люди. Сергей и Игорь считают, что без команды ничего бы не случилось. «Нам повезло начать работать именно с этими парнями в Вознесенском. Мы учились всему вместе и у каждого было непреодолимое желание развиваться», — отмечают собственники компании. В поселках сегодня остается мало молодежи, особенно активной. И это одна из основных проблем.

Новое производственное здание принесет в район 250 новых рабочих мест. И главное, чтобы нашлись люди, готовые работать, в том числе и во благо развития малой родины. Конечно, будут обучать молодых специалистов, но их собственное желание развиваться — первично.

Кто ищет, тот всегда найдет
Инженер-механик и руководитель отдела снабжения всегда тщательно изучают рынок и выбирают оборудование, которому можно доверять. В разных цехах используются отечественные и зарубежные станки. Всегда отдается предпочтение компаниям, у которых есть представительство в России.

С введением санкций были небольшие трудности с покупкой комплектующих, но их не особо почувствовали. Не останавливали производство, потому что накопили достаточный запас материала. Со временем нашли альтернативу необходимым деталям или новые способы их доставки.

Мал золотник, да дорог
Министерство промышленности и торговли Нижегородской области всегда открыто к диалогу. VozWooden старается поддерживать любые инициативы власти, участвует в разных конкурсах, занимается социальной деятельностью. И все это, конечно, не остается незамеченным.

Областной Минпромторг оценивает маркетинговые активности, рекомендует на федеральные премии, помогает в распространении информации о компании. Что касается производственной части, то предприятие участвует в программах субсидирования. Например, в 2023 году получили субсидию на компенсацию части затрат по приобретению оборудования. Да, в общем объеме сумма оказалась небольшая, но и ее могло бы не быть, не будь такой региональной программы.

Хороший товар сам себя хвалит
В 2021 году впервые обогнали Nerf по уровню продаж на маркетплейсах. В дальнейшем эта позиция закрепилась, а в 2022 году бренд уже входил в ТОП-5 среди всех игрушек на Ozon.

Спрос не вырос, спрос стал иной. И сегодня предприятие старается подстраиваться: постоянно актуализируется ассортимент, поисковые запросы и запускаются новые линейки, развитие идет в цифровом направлении. Сегодня продукт — это не только сам товар. Это целый спектр услуг от дополнительных предложений до клиентского сервиса.
Миссия — создавать счастливые воспоминания у будущих взрослых, поэтому через сервисы, соцсети, маркетинг и акции стараются эту миссию воплощать.

Конечно, китайский рынок предлагает дешевые аналоги. Но покупатели знают, что этот бренд фактически единственный в России официальный лицензиат (Standoff 2) и что только у здесь можно купить по-настоящему качественное, безопасное, оригинальное детское оружие из дерева.

Каждое дело любовью освещается
Конструкторское бюро полного цикла – гордость предприятия. И это, на самом деле, отличает от российских конкурентов. Полностью самостоятельно разрабатывается отдельный технологический процесс под каждое изделие. Компания берется за сложные конструкции, проектирует механизмы и, как следствие, получает патенты. На сегодняшний день три зарегистрированных патента на полезную модель. С производственной точки зрения производитель чувствует себя уверенно и может закрыть все текущие потребности собственным оборудованием и собственными кадрами.

«Мы делаем наши игрушки с любовью. И к детям, и к родителям, и к сотрудникам. Наши конструкторы всегда детально продумывают процесс создания изделия так, чтобы это было понятно и удобно для рабочих в цехах. Наш отдел маркетинга и отдел продаж делают все, чтобы детям было весело играть с нашим деревянным оружием. В наших соцсетях мы обращаемся и к родителям в том числе, рассказывая о качестве игрушек и ценностях бренда», — заявляют в компании.

Разговариваем с детьми на их языке и через наш продукт проводим мостик между оффлайн и онлайн-реальностью. В 2024 году компания запустила собственный виртуальный сервис, аналогов которому нет в мире. На уникальной платформе пользователи собирают различные коллекции, ведь у каждого купленного деревянного оружия есть собственный цифровой прототип.

От родины награда — сердцу отрада
Среди производителей становится обычной история переноса производства в более густонаселенные районы. Для производителя деревянных игрушек эта практика неприменима. И не потому, что невозможна. А потому, что целенаправленно развиваемся в своем районе. Это одно из экономико-образующих предприятий района. Уже на протяжении нескольких лет занимается и социальной деятельностью, и развитием спорта, и поддерживает многие начинания местной администрации в разных сферах.

Такого же активного участия хотелось бы и со стороны государства, различных исполнительных органов, не только областного, но и федерального уровня. Сегодня анонсируется большое количество разнообразных мер поддержки, но очень часто все они упираются в бюрократическую машину. Когда чтобы что-то получить, надо собрать невообразимое количество документов, показать, куда, зачем, для чего, а потом еще и доказать, что использовал выделенную помощь по назначению. О многих мерах поддержки предприниматели узнают случайно. Куда эффективнее было бы составлять что-то наподобие дорожной карты господдержки, закреплять кураторов со стороны соответствующих организаций и информировать не по запросу со стороны предприятий, а по собственной инициативе.

Что касается производства, то уже на пути качественного взаимодействия с различными структурами. С 2023 года являются участником Кластера производителей детских товаров Нижегородской области и действительным членом Ассоциации индустрии детских товаров, а Игорь входит в состав Правления Ассоциации. Ведь в условиях санкций особенно важно поддерживать тесный диалог между бизнесом и государством.

Автор: Ксения Рубцова

Комментарии закрыты.