Экономические ограничения, вводимые против нашей страны, больно ударили по поставкам различных групп товаров. Наиболее болезненным удар оказался для рынка запасных частей. Авиакомпании разбирают старые самолеты, а промышленники и автомобилисты ищут другие обходные пути. Как выживают сервисные центры, рассказал эксперт.

В условиях санкций и ухода ряда международных брендов с российского рынка сервисные центры столкнулись с новыми вызовами: дефицит запчастей, удорожание ремонта и необходимость искать альтернативные решения. Несмотря на это, по итогам 2024 года число выполненных ремонтов в сервисном центре выросло на 12%, а количество авторизаций увеличилось на 24 бренда.
Руководитель сервисного центра компании «Бигам» Вадим Брюхно рассказал, как удается сохранять качество обслуживания в новых условиях.
Как рынок решает проблему дефицита запчастей?
Санкции затронули все сервисные центры, и многие из них нашли схожие пути адаптации:
- Поиск аналогов из Азии и СНГ. Китай, Казахстан и Турция стали основными поставщиками запчастей. Некоторые центры даже наладили прямые контакты с производителями, чтобы сократить сроки доставки.
- Локализация производства. Отдельные компоненты теперь производятся в России или странах ЕАЭС. Например, электронные платы и механические детали для бытовой техники уже выпускаются локально, что снижает зависимость от импорта.
- Восстановление и рециклинг. Если оригинальные детали недоступны, мастера восстанавливают старые: перепаивают микросхемы, шлифуют изношенные элементы или используют донорские запчасти из разобранной техники.
- Увеличение складских запасов. Многие сервисы заранее закупают популярные детали, чтобы избежать простоев. В среднем, крупные центры сейчас держат на складе от 10 до 20 тыс. позиций.
Гарантийный ремонт: возвраты вместо ожидания
Сложнее всего приходится с гарантийными случаями, особенно когда оригинальные запчасти недоступны. «Если подтверждается гарантийный случай, а деталей у производителя нет, мы предлагаем клиенту возврат или замену аппарата. По закону у нас есть 45 дней на ремонт, но средний срок в 2024 году составил всего 13 дней. Если запчасти приходится ждать месяцами, это невыгодно ни нам, ни клиенту», — пояснил Вадим Брюхно. Для ускорения процессов, его сервисный центр наладил поставки аналогов из Китая и Казахстана, а также увеличил складские запасы до 14 тысяч позиций.
Постгарантия: аналоговые решения и творческий подход
Для техники, вышедшей из гарантии, мастера активно используют аналоги, которые продлевают срок службы оборудования на 2–5 лет. Однако не все детали можно заменить. «На тяжелую технику — райдеры, садовые тракторы — аналогов часто нет. Например, двигатель для газонокосилки может стоить в три раза дороже самой косилки. В таких случаях ремонт становится нерентабельным», — отметил эксперт. Для нестандартных задач в сервисе Бигам применяют уникальные методы: выправляют валы двигателей, чистят карбюраторы в ультразвуковых ваннах и даже восстанавливают корпуса техники.
Как решают проблемы другие сервисные центры?
Каждый придумывает свои способы выживания, среди них можно встретить:
- Гибкие условия для клиентов. К ним относятся: рассрочка на дорогостоящий ремонт, скидки на повторное обращение, обмен старой техники на refurbished-устройства (восстановленные).
- Альтернативные схемы ремонта. Замена целых модулей вместо отдельных деталей (например, блока питания в ноутбуке), 3D-печать недостающих пластиковых элементов.
- Развитие программ лояльности. Накопительные скидки для постоянных клиентов, бесплатная диагностика при сложных поломках.
Новые авторизации и планы на 2025 год
Несмотря на сложности, сервисный центр Бигам расширил список авторизаций до 65 брендов и начал принимать технику из других сетей. «В 2025 году планируем увеличить штат мастеров и запустить обновленный сайт с удобным поиском запчастей. Первая партия из 1,5 тысячи деталей уже готовится к выходу», — поделился планами Вадим Брюхно.
Совет клиентам: читайте инструкции
Эксперт подчеркнул, что многие поломки можно предотвратить: «Часто проблемы возникают из-за неправильной эксплуатации. Например, не все знают, что двухтактные двигатели требуют особого топлива. Мы консультируем клиентов, но лучше заранее изучить инструкцию или видео от производителя».
Санкции изменили рынок ремонта, но сервисные центры адаптируются: ищут аналоги, ускоряют логистику и развивают собственные мощности. Главный приоритет — минимизировать downtime клиентов, особенно при работе с сезонной техникой.
Что делать, если сервисный центр не может починить устройство?
- Уточните о возможности альтернативного ремонта (неоригинальные запчасти).
- Рассмотрите возврат или замену (если техника на гарантии).
- Проверьте программы утилизации: некоторые сети предлагают скидку на новую технику при сдаче старой.
Комментарии закрыты.