Как изменился рынок газобетона за последний год? Аналитика отечественного строительного рынка, предварительные итоги

194

По информации компании АО «ИстКульт Можайск», выпускающей автоклавный газобетон и продукты для частного домостроения, период стабильности на рынке стройматериалов завершился. «Это значит, что в 2024 году мы можем столкнуться со скачком цен в начале строительного сезона. На это указывают сразу несколько факторов, в числе которых повышение цен на энергоносители, кадровый дефицит на стройке, нарастающие проблемы с транспортом», — заявил представитель марки ISTKULT.

gazobeton

В течение нескольких лет, с 2015 по 2021 включительно, цены на автоклавный газобетон оставались стабильными и составляли в среднем 3400–3500 руб./м3, все колебания происходили в коридоре плюс-минус 10 % (здесь и далее — данные Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона, НААГ). При этом нужно отметить, что для производителей ситуация не была такой «гладкой» на протяжении всего означенного периода. Колебания цен на энергоносители, нестабильное качество сырья, логистические проблемы и другие факторы периодически существенно снижали маржинальность производства, особенно тех предприятий, которые принципиально относятся к своим обязательствам в части качества продукции. Были периоды, когда газобетон приходилось отпускать практически по себестоимости, однако производители стремились держать стабильные цены.

Ситуация резко изменилась в 2022 году, когда сумма влияния внешних факторов на работу предприятий стала критичной. В частности, к прочим проблемам добавились разрывы в устоявшихся цепочках поставок сырья, перебои с поставкой запчастей и расходных материалов для оборудования и пр. В результате отпускная стоимость сразу подскочила в два раза и достигла 7465 руб./м3 в среднем по России. И хотя к началу 2023 года она стабилизировалась на уровне 5435 руб./м3, на дальнейшее снижение рассчитывать сегодня вряд ли стоит.

Нужно заметить, что даже в условиях нестабильного рынка газобетонные заводы старались в течение 2023 года держать стабильные отпускные цены. Однако для конечного потребителя они продолжали расти — не по инициативе производителей, а из-за проблем с транспортом: логистика за год подорожала на 20–30 %. Это сказалось на фактической стоимости стройматериалов для заказчиков. В конечном счёте проблемы в логистике повлияют и на себестоимость производства, поскольку ведут росту цен на сырьё.

Что касается объёмов производства, то в течение всего 2023 года загрузка заводов оставалась стабильной. Мы ожидаем, что по итогам года отгрузка будет примерно такой же, как в 2021–2022 гг., во всяком случае в центральных регионах РФ, в Москве и Московской области.

sudnev600
На фото: Александр Суднев

Как сообщил Александр Суднев, генеральный директор АО ИстКульт Можайск, помимо дефицита транспорта и водителей, в российской строительной индустрии сейчас наблюдается высокий отложенный спрос на стеновые материалы в целом, не только на газобетон. Одна из причин — нехватка трудовых ресурсов, из-за чего многие стройки сократили потребление. Если проблема с кадрами решится, возможен взрывной рост спроса ближе к лету.

При этом до сих пор дефицита не наблюдалось. Напротив, в 2022 году практически на всей территории РФ (за исключением Северного Кавказа) фиксировалось снижение объёмов производства автоклавного газобетона по отношению к 2021 году. Больше всего в СЗФО (на 10,8 %), меньше всего в УФО, в среднем по РФ — на 3,3 %. Это говорит о том, что вызванный пандемией спрос 2021 года стабилизировался. На данный момент мощности большинства предприятий также загружены не полностью.

Отдельно стоит остановиться на качественных показателях. Основным производимым в РФ продуктом был и по сей день остаётся газобетон марки D500, его доля превышает 70 % отгрузок. Это универсальный материал, который используется и в промышленно-гражданском строительстве, и в индивидуальном жилищном. При этом на самом деле для ИЖС оптимальны более низкие плотности, которые обеспечивают необходимую энергоэффективность дома при меньшей толщине стен. Частнику это даёт одновременно увеличение полезной площади и сокращение затрат на строительство.

Однако на сегодняшний день на долю газобетона D400 в России приходится всего около 10 % отгрузок, а на долю теплосберегающего материала марки D300 — менее 1 % от рынка. И это при том, что сейчас объём потребления ИЖС уже опережает ПГС (примерно 60/40).

Что касается марки D600, на долю которой приходится около 19 % отгрузок, то это нишевый продукт, используемый главным образом в ПГС, т. к. его повышенная прочность позволяет крепить тяжёлые фасадные конструкции.

По-прежнему актуальна и проблема качества продукции на рынке автоклавного газобетона. Отсутствие систематического государственного регулирования делает систему контроля качества непрозрачной, фактически оставляя этот вопрос на совести самих производителей.

Комментарии закрыты.