Завод учителя географии из Пензы производит каждую третью контейнерную АЗС в России

130

Ещё 15 лет назад формат мобильных АЗС или, – как их еще называют, «контейнерных», – был из ряда ноу-хау. «Умное» топливораздаточное оборудование завораживало своими возможностями. Но и настораживало: было трудно понять, насколько легко с ним управляться и какой на самом деле эффект от его использования. Однако начинающий предприниматель Михаил Колесников рискнул заняться производством и не прогадал. Его компания достигла объема выручки в 1,3 миллиарда рублей по итогам 2023 года.

benza2
На фото: Михаил Колесников

Мобильные АЗС особенно полезны для ведомственного учета топлива, когда заправка устанавливается в конкретном автопарке. Так как предприятия всё больше вынуждены самостоятельно заниматься топливообеспечением, формат контейнерных АЗС быстро прижился в бизнесе, где есть свой автопарк. Каждая третья такая заправка в России выпускается под брендом Benza на заводе пензенского производителя топливораздаточного оборудования.

Из школы – в коммерцию
«Я вырос в семье учителей, моя мама была учителем. И, в целом, у меня даже выбора не было, куда пойти учиться. Я пошел в педагогический университет, закончил его. Не думал, что буду работать по специальности, но всё же пытался устроиться в школу. Так получилось, что это уже был 92-й год, я быстро понял, что это не моё. Развивался частный бизнес, многие молодые люди ушли в торговлю и предпринимательство. В качестве посредника я занимался продажей спецтехники одного из местных заводов в моем городе и в то время уже продавал технику для перевозки нефтепродуктов. О своем производстве я не сильно задумывался, потому что прибыли и так на всё хватало. Были огромные объемы продаж, деньги буквально перевозили в чемоданах. Казалось, так будет всегда», – рассказывает Михаил Колесников.

Переломным стал момент, когда завод отказался от посредничества. Стало понятно, что в бизнесе важно рассчитывать только на себя. В то время Михаил присматривался к тенденциям на рынке оборудования, изучал потребности заказчика. Однажды в руки к нему попала компактная топливораздаточная колонка, которая самостоятельно выдавала топливо. Идея возникла сразу – предложить ноу-хау российскому рынку. Но до открытия собственного производства было ещё, как минимум, 10 лет.

Найти свой уникальный продукт
«Мы начинали со сборки компактных топливораздаточных колонок, потому что их не было на рынке. Привозили комплектующие из Италии, потом из Китая. Собирали здесь в разных конфигурациях. Это оборудование было, в основном, для внутрихозяйственного учета. Был спрос, и я был уверен, что нужно расширять спектр такой продукции. Первый раз мои иллюзии о том, что это будет просто, разбились, когда я искал поставщиков комплектующих. Найти 2-3 поставщика, которые будут изготавливать что-то по приемлемой цене, очень сложно. Грянул кризис, рушились привычные логистические цепочки, европейские поставщики взвинтили цены. Мы были вынуждены начать собственное производство автоматизированных топливораздаточных колонок, которые сейчас устанавливаем на наши мобильные станции Benza. В этом году начнем производить топливораздаточные колонки большеформатные, которые могут применяться на коммерческих АЗС», – поясняет Михаил Колесников.

benza1

Преодолеть кризы 2008 и 2014 года получилось за счет того, что компания двое увеличивала рекламу и все действия на привлечение продаж. Это действительно работало: из каждого кризиса компания выходила с увеличением объема производства и продаж примерно на 10-15%.

Взлёт до 1 млрд в год
«В целом, пока компания росла, я справлялся с управлением. Но когда штат увеличился до 160 человек, было ощущение, что мы зашли в тупик. Я на себе ощутил, что знаний в бизнесе не хватает, и тогда стал привлекать консультантов, бизнес-тренеров, мы осваивали эффективные системы управления в производстве, маркетинге и продажах. В итоге, пришлось полностью поменять структуру компании. Всё это позволило вдвое увеличить оборот: до 1 млрд. рублей. До этого мы остановились на отметке в 500 млн. и не могли сдвинуться на протяжении трех лет», – поясняет Михаил.

Сейчас предприятие по изготовлению мобильных АЗС Benza – это завод полного цикла, производит резервуарное оборудование и разрабатывает собственный программный продукт по контролю и учету топлива. Это даёт преимущества. Получая, обратную связь от заказчиков, производитель может вносить изменения в софт и его тестировать.

Несомненно, на успехе компании сказалось и попадание в тренд цифровизации, которая сейчас активно входит во все производственные процессы. Михаил объясняет это так:
«Мы занимаемся организацией внутрихозяйственного учета топлива. Многие предприятия со своим автопарком фактически вынуждены сами заниматься топливообеспечением, это непрофильная для них деятельность, поэтому это сложно. Мы стараемся облегчить им работу, чтобы у них под рукой был комплект оборудования, который быстро запускается, в автоматизированном режиме работает, принимает топливо, учитывает каждый литр, передает данные в 1С. По сути, мы взяли на себя охранные функции топлива и дали предприятиям инструмент по контролю за всеми операциями».

Выход на Индию
Товарная марка Benza заявила о себе на международном рынке в 2019 году. По итогам конкурса Российского экспортного центра на соискание премии «Экспортер года» компания заняла 1 место. В 2023 году объём выручки от экспорта мобильных АЗС Benza составил 100 миллионов рублей. В списке экспортёров компании на данный момент – 6 стран СНГ, а также Индия.

Самым затянутым был выход на рынок Индии. Открыть здесь компанию довольно просто. Это стоит порядка 50 тыс. рупий. В Индии много фирм, которым можно поручить юридическое сопровождение. Стоимость за каждую операцию, например, за оформление кредита в стране банка – от 10 до 25 тыс. рупий. Это недорого, а вот пошлины в стране большие. 28% составил налог на поставку товара и услуг в Индию. За пошлину пришлось заплатить 15%. Также нельзя не учитывать особенности местного менталитета. В Индии очень долго тянутся все процедуры по согласованию. Только спустя два года, получилось зайти на индийский рынок и поставить своё оборудование на одно из предприятий в местечке Карнатака, штат на Юго-Западе Индии.

Сейчас компания открывает в Индии свою фирму, которая плотнее будет работать по освоению местного рынка. «Совет новичкам, которые также устремили свой взор в Индию, – набраться терпения, не думайте, что будет всё так просто, даже если вы понимаете, что ваш продукт очень востребованный. Это первое. И второе – действовать через местного представителя в стране. Это поможет сэкономить много времени на изучение местных особенностей», – советует основатель компании по изготовлению мобильных АЗС Benza.

Справка:
АО «Пензаспецавтомаш», Benza – лидер в России по производству и продаже топливораздаточного оборудования в сегменте контейнерных АЗС. Основная товарная марка Benza. По данным Агентства маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group, в период 2021-2023 гг. на долю предприятия/бренда пришлось около трети рынка КАЗС. Компания производит мобильные топливозаправочные станции, автоматизированные топливораздаточные колонки, разрабатывает софт по контролю и учета топлива. Оборудование предназначено для предприятий со своим автопарком в различных отраслях (сельское хозяйство, логистика, горное дело и т.д.). В 2023 году компания стала победителем Национальной премии «Бренд Года в России» в номинации «Промышленный бренд: машиностроение».

Компания в цифрах
30 лет опыта, 7 стран присутствия, 240 профессионалов в команде, 100% собственных разработок, 290 единиц ежегодный выпуск мобильных АЗС, 130 партнеров в международной дилерской сети.

АО «Пензаспецавтомаш» | Benza основано в 1993 году. Компания первая в России запустила в продажу топливораздаточные колонки с функцией автоматизированного учета топлива. Решение получило развитие и легко в основу универсальной мобильной АЗС, применяемой в различных отраслях экономики. Мобильная топливозаправочная станция Benza предназначена для хранения и выдачи топлива. Оснащена автоматизацией – программным обеспечением, позволяющим вести контроль и учет топлива.

Заправка техники происходит с помощью автоматизированной топливораздаточной колонки. Водители заправляются самостоятельно по смарт-картам. На карты распределяется лимит топлива. ПО обеспечивает охранную функцию: предотвращает нецелевое использование топлива, учитывает каждый литр на выходе из резервуара, позволяет формировать отчёты, интегрировать данные в 1С. Оборудование используется в ведомственных автопарках, может размещаться непосредственно на территории предприятия.

Комментарии закрыты.