Особенности российского «size плюс» в мире моды

157

Одежда для пышных женщин всегда была с краю мира моды. Негласно считалось, что женщинам в размере +size подойдет лишь бесформенное, чтобы скрыть недостатки. К счастью, на российском рынке появилось большое количество брендов для роскошных женщин. Основатель одного и них (Mono-Stil) Елена Мельник рассказала, как сегодня выживает российский fashion-рынок.

002
На фото: Елена Мельник

Как санкции раскачали российский fashion-рынок
После ухода зарубежных брендов российский fashion-рынок переживает небывалый бум, в том числе сегмент +size. Появилось большое количество новых компаний, а уже существующие начали расширять свои линейки и вводить новые: для отдельных групп потребителей, занимая освободившиеся площади в торговых центрах.

«С уходом импортных брендов спрос на отечественную продукцию увеличился. Если раньше в ее сторону никто особо не смотрел, считая неактуальной и не веря в ее качество, то сейчас, за неимением другого, точка зрения у людей поменялась. Возможно, в будущем, когда западные бренды вернутся, российский потребитель, который понял, что в его стране могут делать не хуже, а то и лучше, не захочет отказываться от того, к чему успел привыкнуть», — говорит Елена Мельник.

Fashion — это бизнес вопреки
Тем не менее не все так радужно. Если логистику после весны 2022 года хоть как-то удалось наладить, то с качеством тканей и разнообразием фурнитуры — краеугольными камнями производства одежды — дело обстоит сложнее. Сырье стало дефицитным, а с учетом общего подорожания буквально всего стоимость тканей значительно выросла. Чтобы хоть как-то сохранить конечную цену изделий, производители вынуждены менять состав. Таким образом растет разрыв между фактическим составом и заявленным, а нормы меняются. Допустим, если раньше разница в 1-2% в содержании, например, шерсти или хлопка считалась критичной, то сегодня она уже допустима. Об этом говорят и сами клиенты, отмечая, что на ощупь вещи стали другими.

«И я, как производитель, могу это подтвердить. Чаще всего мы закупаем ткани на турецких фабриках. В ходе выбора выясняется, что, например, вискоза уже меньше похожа на привычную. Хотя номинально состав остался прежним. Получается, что у нас нет выбора: по сравнению с 2019 годом стоимость ткани в закупке выросла примерно на 25%. Даже сами поставщики выбирают ткани худшего качества, чтобы хоть как-то сохранить цену для конечного потребителя», — рассказывает директор компании.

С другой стороны, это не обман. Хлопковая ткань может быть сделана из качественного сырья, а может — из отходов. Но в обоих случаях это все равно будет хлопок. Разница только в ощущениях, поведении ткани при носке, стирке и, конечно же, цене.

Что касается фурнитуры, то ситуация в этом сегменте fashion-рынка еще хуже. Раньше бренды заказывали ее в основном в Китае или Турции, а для более дорогих коллекций — в Италии. Сегодня же доступным по стоимости остался только Китай. Россия не может похвастаться разнообразием соответствующих производств. Учитывая, что новые коллекции отшиваются как минимум за полгода до выпуска, фурнитуру нужно заказывать сильно заранее и стараться не отступать от задуманного плана, иначе вся коллекция может оказаться под угрозой.

Еще одна проблема: швеи, конструкторы, закройщики и другие специалисты отрасли подняли цены на свои услуги вслед за возросшим спросом.

001

Китай — новый край русской моды?
«Когда торговые центры были заполнены брендами массмаркет, клиенты чаще всего выбирали именно их. С уходом крупных компаний все начали думать, что нужно занять освободившиеся места и стали создавать собственные марки. Но с учетом сырьевых и производственных возможностей новички, в большинстве случаев, не могут выйти ни на объемы, ни на цену, которую давал массмаркет. Соответственно, они уходят в локальную историю, однако с другой ценовой политикой и скоростью (тренды меняются очень быстро, за этим нужно поспевать). Таким образом из-за отсутствия зарубежных компаний растет внутренняя конкуренция», — отмечает создатель бренда Mono-Stil.

Это происходит и за счет того, что на российском fashion-рынке появилось большое количество брендов, закупающих продукцию в Китае и перепродающих в России под видом брендированных товаров местного производства. Все дело в экономике. Мода — это в первую очередь бизнес. Торговать чужим, а не производить свое все же проще. Главные преимущества такого подхода в том, что компания не несет ответственности и финансовых рисков (например, из-за брака, отвечать за который будет производитель), у нее есть возможность контролировать объемы (взять небольшую партию, изучить спрос и затем добавлять в нужном количестве), ну и в целом создание вещи — процесс трудоемкий, требующий времени, отчего производительность будет ниже.

Надежда у российского fashion-рынка все же есть
Российские дизайнеры очень сильно растут, занимают достаточно весомые позиции, привлекают к себе все больше внимания. Будущее у них определенно есть. Если мы говорим про формат «купи — продай», то в данный момент он популярен, но подобно мыльному пузырю когда-нибудь лопнет, потому что люди стремятся больше к осознанному потреблению, а бесконечные стопки вещей становятся просто ненужным. К тому же большинство старается выбирать что-то существенное и качественно, пусть и в меньшем количестве.

«Возможно, количество вещей будет сокращаться, но вес брендов, которые производят качественный продукт и отвечают высоким параметрам, будет только расти, как и отношение к ним», — заключила Елена Мельник.

Важную роль в становлении отечественной промышленной индустрии играет личность. И причины, которые подталкивают бизнесменов к созданию собственного дела. Елена Мельник, например, до создания собственного бизнеса работала стоматологом.

Из стоматолога в дизайнера – как это получилось?
Елена с детства сама шила себе одежду по каталогам Burda. В городе Кимовске Тульской области, где она выросла, не было достаточного выбора. Кроме этого, ей всегда хотелось чего-то экстравагантного, не как у всех. Мама работала в магазине тканей, поэтому прямой доступ к качественным материалам был всегда. После переезда в Москву в 2002 году необходимость в этом исчезла, так как в столице было много магазинов с разнообразной одеждой.

В 2007 году Елена окончила МГМСУ им. А.И. Евдокимова. Работала по специальности — стоматологом, получила дополнительное образование по косметологии. Уже во время первого декрета поняла, что даже при всем многообразии брендов не может подобрать себе стильную, комфортную одежду. Большую часть жизни она была в размере выше среднего (раньше не было понятия +size). Пышным женщинам, если что-то и предлагали, то нечто похожее на мешок. Или приходилось пользоваться услугами ателье, на которое далеко не всегда было время и возможности.

Так, в 2014 году, после 10 лет работы в медицине, Елена основала бренд Mono-Stil для роскошных женщин, которые хотят быть стильными, красивыми и соответствовать модным трендам. Первая коллекция цветных брюк из экокожи разлетелась за считанные дни. Только джинсы отшивают в Турции, но это связано с особенностями производства данного вида одежды. В России шить джинсы в разы дороже.

Компания была основана полностью на собственные средства. Сегодня в Москве представлено два оффлайн магазина, куда приезжают клиентки со всей России, так как именно там можно одеться, что называется, «под ключ». Компания выпускает в среднем 100 000 единиц вещей в год. Численность персонала — порядка 60 человек. Кроме оффлайн магазина большим спросом пользуется онлайн магазин, а помочь с подбором могут сотрудники компании в ходе бесплатной онлайн консультации.

Комментарии закрыты.