Санкции ударили по многим отраслям экономики России, однако не все компании заметили существенные изменения на рынке. Как изменился рынок электротоваров — рассказывает Андрей Пащенко, коммерческий директор производственного предприятия GUSI Electric.
Компания производит в Калужской области электроустановочную и электромонтажную продукцию для ЖКХ (розетки, выключатели, usb и так далее). Полный ассортимент изделий насчитывает более 700 товарных позиций. Оборот в рублях 318 миллионов в год. Объём производства в штуках более 15 миллионов за год. Численность персонала 150 человек.
Влияние санкций
Введение санкций в 2022 году в той или иной степени повлияло на многие отрасли. В первую очередь пострадали компании, напрямую связанные с европейскими поставщиками, которые приняли решение уйти из России. На текущий момент трудно сказать, что проще: торговать чужими товарами или производить свои. Везде есть свои риски, и успех определяет готовность компании этим рискам противостоять.
В ситуации с чужими товарами могут возникнуть проблемы с поставками или с логистикой из-за нестабильности на рынках в связи с внешнеполитическими процессами, которые достаточно трудно предугадать. Но и с собственным производством не всё так гладко. Покупатель выбирает товар, зачастую ориентируясь на цену, не разбираясь в качестве сборки, в используемом сырье, если говорить об электро-установочных изделиях.
Конкуренция
Ситуация на российском рынке электротехнических товаров за последние два года претерпела изменения от резкого роста числа зарубежных поставщиков и жесткой конкуренции, до введения санкций и переориентации спроса на отечественных производителей. Конкуренция с начала 2000-х в нашей сфере всегда была очень жёсткая. Каждый год на рынок выходили новые как российские, так и зарубежные бренды на китайской производственной базе.
Конечно, с 2022 года на рынке электротехнической продукции, как и во многих других сферах, произошли изменения: часть европейских компаний ушла из России, часть – стала выпускать продукцию под другим наименованием, продав бизнес новым владельцам. Но хаос достаточно быстро закончился, можно сказать, что на сегодняшний день ситуация стабилизировалась, и число конкурентов в нише снова возросло, появилось большое количество товаров из Китая.
Когда наш рынок покинули раскрученные иностранные бренды, конечно, стало интересно заполнить нишу своей продукцией. Задан тренд на импортозамещение, появляются и новые отечественные производители. Мы рассматриваем конкуренцию как стимул к развитию бизнеса, к поиску новых путей развития.
Отличие от конкурентов
Вся наша продукция производится из первичного сырья, на все розетки мы устанавливаем двойные полупружины из биметалла для обеспечения плотного контакта, наши электроустановочные изделия позволяют работать как с медным, так и с алюминиевым кабелем с токопроводящими жилами из алюминиевых сплавов, на продукцию получено заключение о пожарной безопасности МЧС РФ – и это только часть наших преимуществ, которые способны повлиять на конечную стоимость изделия. Наши изделия не являются самыми дешёвыми на рынке, ведь перед нами никогда не стоял выбор между безопасностью и удешевлением продукции.
Кадровые сложности
Активное наращивание производственных мощностей требуют и увеличения числа трудовых ресурсов. За последние несколько месяцев мы столкнулись с кадровой проблемой: увеличился срок подбора сотрудников на производство, достаточно сложно подбирать инженерно-технических специалистов узкого профиля.
Ненадёжные поставщики
Ещё одна проблема связана с ненадёжными поставщиками металлических изделий: зажимных винтов контактной группы, например. У нас был неприятный опыт взаимодействия с недобросовестным поставщиком, который спустя некоторое время успешного сотрудничества осуществил поставку некачественной партии товара. На нас такие ситуации сильно отражаются и выкачивают внутренние ресурсы. Если поставщик спустя некоторое время сотрудничества привозит некачественные металлические изделия, сотрудники предприятия вынуждены тратить время на выявление несоответствия изделий ГОСТам и замену поставщика.
Финансовые трудности
Возникают и финансовые трудности в виде чрезмерно высоких процентных ставок на факторинг. В связи с тем, что основная доля наших контрагентов крупнейшие дистрибьюторские компании, отсрочки платежей часто достигают 90 дней с момента отгрузки товара. Мы вынуждены принимать условия факторинга, несмотря на завышенные процентные ставки (от 14 до 20%).
Для наращивания объемов производства нам понадобилось заемное финансирование
В 2023 году в рамках программы «Проекты развития» от фонда развития промышленности компания «GUSI Electric» на 5 лет получила кредитные средства в размере 70 млн. руб. по льготной ставке (1-3%). Мы направили эти средства на развитие: на приобретение производственного оборудования. Это была своевременная и актуальная помощь от государства. Современные российские производители, на наш взгляд, нуждаются в доступных кредитах на оборотные средства предназначенные на расширение производства.
Курс на развитие
Невзирая на все сложности компания держит уверенный курс на развитие. Успеху, несомненно, способствует наша сплоченная команда профессионалов, любящих своё дело. Наши цели на ближайшее будущее — расширение ассортимента, увеличение доли присутствия на рынке. Мы продолжаем считать, что у российского производства больше перспектив, нежели у иностранных конкурентов.
Потребители продукции
Юридические лица, осуществляющие реализацию электроустановочных изделий, строительные организации и физические лица, приобретающие продукцию для личного пользования в домовладениях. Среди наших партнеров крупнейшие DIY-сети, гипермаркеты товаров для дома и маркетплэйсы: ЭТМ, Русский Свет, Leroymerlin, Максидом, OBI и другие.
Компания сотрудничает со всеми регионами России, а также поставляет продукцию в соседние государства: Республику Беларусь и Казахстан. Несмотря на огромную территорию нашей страны сложностей с доставкой нет, логистические операции автоматизированы.
Немного истории:
От капроновых изделий до розеток
Торговая марка «GUSI Electric» фактически зарегистрирована в 1999 году, но началось всё гораздо раньше. В 1963 году в г. Сухиничи на базе цеха капроновых изделий районного комбината была создана фабрика пластмассовых изделий, двигателем и опорой производства которой была местная активная молодежь. В конце 90-х годов предприятие реконструировали, производство обновили под новую номенклатуру, и фабрика стала выпускать продукцию под брендом «GUSI Electric». На тот момент на рынке электротоваров прослеживался дефицит монтажных и распаячных коробок, подрозетников, конкуренции не было, ниша была не занята. Наряду с производством монтажных коробок началась разработка первой серии элетроустановочных изделий под управлением собственного конструкторского бюро.
Автоматизация и смена руководства
С момента основания компании ее развитие не останавливалось, в 2005 году произошёл полный переход на автоматизацию производственных процессов. В то время на фабрике выпускались три вида подрозетников и три серии электроустановочных изделий. Благодаря автоматизации существенно уменьшилось влияние человеческого фактора на процесс сборки. В 2011 году компания была передана в управление новым руководителям, благодаря которым был успешно преодолен кризис, постепенно расширился ассортимент и рынки сбыта.
Комментарии закрыты.