Российское производство электротехники: условия и особенности

220

Санкции ударили по многим отраслям экономики России, однако не все компании заметили существенные изменения на рынке. Как изменился рынок электротоваров — рассказывает Андрей Пащенко, коммерческий директор производственного предприятия GUSI Electric.

f02 2

Компания производит в Калужской области электроустановочную и электромонтажную продукцию для ЖКХ (розетки, выключатели, usb и так далее). Полный ассортимент изделий насчитывает более 700 товарных позиций. Оборот в рублях 318 миллионов в год. Объём производства в штуках более 15 миллионов за год. Численность персонала 150 человек.

Влияние санкций
Введение санкций в 2022 году в той или иной степени повлияло на многие отрасли. В первую очередь пострадали компании, напрямую связанные с европейскими поставщиками, которые приняли решение уйти из России. На текущий момент трудно сказать, что проще: торговать чужими товарами или производить свои. Везде есть свои риски, и успех определяет готовность компании этим рискам противостоять.

В ситуации с чужими товарами могут возникнуть проблемы с поставками или с логистикой из-за нестабильности на рынках в связи с внешнеполитическими процессами, которые достаточно трудно предугадать. Но и с собственным производством не всё так гладко. Покупатель выбирает товар, зачастую ориентируясь на цену, не разбираясь в качестве сборки, в используемом сырье, если говорить об электро-установочных изделиях.

Конкуренция
Ситуация на российском рынке электротехнических товаров за последние два года претерпела изменения от резкого роста числа зарубежных поставщиков и жесткой конкуренции, до введения санкций и переориентации спроса на отечественных производителей. Конкуренция с начала 2000-х в нашей сфере всегда была очень жёсткая. Каждый год на рынок выходили новые как российские, так и зарубежные бренды на китайской производственной базе.

Конечно, с 2022 года на рынке электротехнической продукции, как и во многих других сферах, произошли изменения: часть европейских компаний ушла из России, часть – стала выпускать продукцию под другим наименованием, продав бизнес новым владельцам. Но хаос достаточно быстро закончился, можно сказать, что на сегодняшний день ситуация стабилизировалась, и число конкурентов в нише снова возросло, появилось большое количество товаров из Китая.

Когда наш рынок покинули раскрученные иностранные бренды, конечно, стало интересно заполнить нишу своей продукцией. Задан тренд на импортозамещение, появляются и новые отечественные производители. Мы рассматриваем конкуренцию как стимул к развитию бизнеса, к поиску новых путей развития.

f03 2

Отличие от конкурентов
Вся наша продукция производится из первичного сырья, на все розетки мы устанавливаем двойные полупружины из биметалла для обеспечения плотного контакта, наши электроустановочные изделия позволяют работать как с медным, так и с алюминиевым кабелем с токопроводящими жилами из алюминиевых сплавов, на продукцию получено заключение о пожарной безопасности МЧС РФ – и это только часть наших преимуществ, которые способны повлиять на конечную стоимость изделия. Наши изделия не являются самыми дешёвыми на рынке, ведь перед нами никогда не стоял выбор между безопасностью и удешевлением продукции.

Кадровые сложности
Активное наращивание производственных мощностей требуют и увеличения числа трудовых ресурсов. За последние несколько месяцев мы столкнулись с кадровой проблемой: увеличился срок подбора сотрудников на производство, достаточно сложно подбирать инженерно-технических специалистов узкого профиля.

Ненадёжные поставщики
Ещё одна проблема связана с ненадёжными поставщиками металлических изделий: зажимных винтов контактной группы, например. У нас был неприятный опыт взаимодействия с недобросовестным поставщиком, который спустя некоторое время успешного сотрудничества осуществил поставку некачественной партии товара. На нас такие ситуации сильно отражаются и выкачивают внутренние ресурсы. Если поставщик спустя некоторое время сотрудничества привозит некачественные металлические изделия, сотрудники предприятия вынуждены тратить время на выявление несоответствия изделий ГОСТам и замену поставщика.

Финансовые трудности
Возникают и финансовые трудности в виде чрезмерно высоких процентных ставок на факторинг. В связи с тем, что основная доля наших контрагентов крупнейшие дистрибьюторские компании, отсрочки платежей часто достигают 90 дней с момента отгрузки товара. Мы вынуждены принимать условия факторинга, несмотря на завышенные процентные ставки (от 14 до 20%).

Для наращивания объемов производства нам понадобилось заемное финансирование
В 2023 году в рамках программы «Проекты развития» от фонда развития промышленности компания «GUSI Electric» на 5 лет получила кредитные средства в размере 70 млн. руб. по льготной ставке (1-3%). Мы направили эти средства на развитие: на приобретение производственного оборудования. Это была своевременная и актуальная помощь от государства. Современные российские производители, на наш взгляд, нуждаются в доступных кредитах на оборотные средства предназначенные на расширение производства.

f01 3

Курс на развитие
Невзирая на все сложности компания держит уверенный курс на развитие. Успеху, несомненно, способствует наша сплоченная команда профессионалов, любящих своё дело. Наши цели на ближайшее будущее — расширение ассортимента, увеличение доли присутствия на рынке. Мы продолжаем считать, что у российского производства больше перспектив, нежели у иностранных конкурентов.

Потребители продукции
Юридические лица, осуществляющие реализацию электроустановочных изделий, строительные организации и физические лица, приобретающие продукцию для личного пользования в домовладениях. Среди наших партнеров крупнейшие DIY-сети, гипермаркеты товаров для дома и маркетплэйсы: ЭТМ, Русский Свет, Leroymerlin, Максидом, OBI и другие.

Компания сотрудничает со всеми регионами России, а также поставляет продукцию в соседние государства: Республику Беларусь и Казахстан. Несмотря на огромную территорию нашей страны сложностей с доставкой нет, логистические операции автоматизированы.

Немного истории:
От капроновых изделий до розеток
Торговая марка «GUSI Electric» фактически зарегистрирована в 1999 году, но началось всё гораздо раньше. В 1963 году в г. Сухиничи на базе цеха капроновых изделий районного комбината была создана фабрика пластмассовых изделий, двигателем и опорой производства которой была местная активная молодежь. В конце 90-х годов предприятие реконструировали, производство обновили под новую номенклатуру, и фабрика стала выпускать продукцию под брендом «GUSI Electric». На тот момент на рынке электротоваров прослеживался дефицит монтажных и распаячных коробок, подрозетников, конкуренции не было, ниша была не занята. Наряду с производством монтажных коробок началась разработка первой серии элетроустановочных изделий под управлением собственного конструкторского бюро.

Автоматизация и смена руководства
С момента основания компании ее развитие не останавливалось, в 2005 году произошёл полный переход на автоматизацию производственных процессов. В то время на фабрике выпускались три вида подрозетников и три серии электроустановочных изделий. Благодаря автоматизации существенно уменьшилось влияние человеческого фактора на процесс сборки. В 2011 году компания была передана в управление новым руководителям, благодаря которым был успешно преодолен кризис, постепенно расширился ассортимент и рынки сбыта.

Комментарии закрыты.