Героиня этой истории Александра Гостева. Некоторое время назад бросила наемную работу и решила заняться собственным делом. Стала консультантом по оптимизации бизнес-процессов и внедрению бережливого производства. С какими трудностями сталкивается начинающий бизнесмен – читайте в материале.
Гостева Александра из города Санкт-Петербурга, консультант по оптимизации процессов, сертифицированный бизнес-тренер по бережливому производству.
За последние несколько лет российские компании столкнулись с чередой вызовов, когда руководителям стало понятно, что успешно работать по-старому уже не получится. Неожиданной проблемой для многих стал и кадровый дефицит, который вызван релокациями, мобилизацией, ковидом, оттоком мигрантов. Но с течением времени эта тема не пропала, а наоборот, стала звучать все чаще.
Для многих бизнесменов остается непонятным, как решить эту проблему: сделать бизнес эффективнее без глобальных финансовых инвестиций. И ответ кроется в оптимальном выстраивании процессов, за счет чего можно эффективнее использовать имеющиеся ресурсы. Так, согласно статистике, около 80% процессов в России являются неоптимальными. Представляете, какой там зарыт резерв по оптимизации?
От наемного сотрудника к своему бизнесу
На заводе, где я работала, из-за санкций произошла остановка. И я решилась. У меня был выбор остаться в зоне комфорта и пойти на другой завод, где будет стабильность, понятный функционал, ясные карьерные перспективы. Либо пойти в предприниматели, но это подразумевало спад в доходе на первом этапе. И я решила, что больше пользы смогу принести, если буду помогать малому и среднему бизнесу быть эффективнее. Своя практика и проведение обучений принесет сопоставимый доход при активной работе! А когда возникнет потребность в масштабировании, буду набирать команду единомышленников. Тем более несколько кандидатов, ход мыслей которых мне близок, у меня на примете уже был.
Сложности собственного бизнеса
Я долго не решалась начать именно потому, что понимала, что кроме непосредственно того, что я хорошо умею делать – обучать людей, оптимизировать процессы, внедрять бережливое производство, я столкнусь с целым рядом задач, которых раньше напрямую не касалась. Среди основных, это, конечно, маркетинг и продажи. И для меня, как технического руководителя, эти две области на данном этапе самые сложные.
Я начала работать с наставником и погрузилась с головой в продвижение личного бренда, что пока съедает много времени и отнимает душевные силы, потому что сфера для меня совсем новая. И периодически хочется открыть hh и вернуться в найм, но потом через тематические платформы и мероприятия я знакомлюсь и общаюсь с новыми людьми, их отклик очень поддерживает. Я действительно понимаю, что то, что я делаю, это важно.
И отношусь к новым сферам деятельности, как к обучению. Я всегда любила изучать что-то новое. Почему бы в этот раз не изучить маркетинг и продажи?
Я, конечно, получаю и негативные отклики, но это одно сообщение на 10. И я только больше после них убеждаюсь, что людям надо доносить идею про повышение эффективности. Я читаю то, что они пишут. И понимаю, что они в корне не понимают суть, поэтому отвергают идею. Хотя, разумеется, эта философия, как и любая другая, не для всех.
Но я рада, что в России все большее и большее количество людей задумываются об эффективности. И я готова им в этом помочь! Хочется стать, как называл это Стивен Кови, «проводником перемен» и делиться своими навыками.
О чем моя практика?
В этом заключается суть моей практики – помогать компаниям находить потери в процессах и устранять их, за счет чего повышается эффективность бизнеса и улучшается финансовый результат.
Если крупные компании обладают необходимыми ресурсами, чтобы нанимать в штат бизнес-аналитиков, руководителей проектных офисов по оптимизации, то для малых и средних предприятий чаще всего на постоянную занятость такой человек не нужен. Нужно прийти, помочь решить проблему, научить и уйти.
Поэтому я выбрала именно малый и средний бизнес своей целевой аудиторией, этот формат мне ближе, и я могу оказать там большую помощь. Как сказали руководители одной из компаний, с которыми я проводила исследование – «Иногда хочется получить помощь друга со стороны».
Проект по оптимизации выглядит примерно так:
- тренинг-практикум по оптимизации процессов, чтобы сотрудники познакомились с идеей, терминами и методиками;
- описание текущей ситуации с рабочей группой и поиск проблем;
- составление будущего процесса и реестра мероприятий по достижению.
Так, в ходе проекта, сотрудники пропускают через себя идею, получают опыт и алгоритм оптимизации. Ведь, если просто самой сделать и уйти, все сойдет на старые рельсы, инертность слишком большая. Надо перетянуть людей на «светлую» сторону.
Как я пришла к частной практике по оптимизации процессов?
Вся моя деятельность была связана с повышением эффективности, в том числе личной. Я закончила параллельно два высших учебных заведения: Санкт-Петербургский государственный университет, (экономический факультет), и Военный инженерно-технический университет (промышленное и гражданское строительство). После окончания обучения более 10 лет работала на управленческих должностях в реальном секторе экономики. 5 последних лет, в том числе, занималась внедрением бережливого производства на производственном предприятии и оптимизацией процессов.
Очень часто в своей работе сталкивалась с неоптимальными процессами и искала методы по повышению эффективности, это было близко мне и по духу, и по функционалу. Я прошла обучение по повышению эффективности в Германии, ездила на лучшие заводы России, Германии, Голландии, Финляндии, прошла не одно обучение в России, в том числе на тренера по бережливому производству и постоянно использовала полученные знания на практике.
Работая на производстве и внедряя бережливое производство, я развивала наш завод как площадку для обмена опытом и приглашала многие компании к нам на экскурсию. И я видела колоссальный отклик людей. Я поняла, что у людей есть запрос, но зачастую нет опыта и понимания, с чего начать. У меня долго зрела мысль, что мой практический опыт мог бы помогать людям. Потом я стала слышать это же от коллег и близких.
Осенью 2023 года я, будучи еще в найме, вступила в бизнес-клуб предпринимателей, чтобы познакомиться с реальными примерами, как люди открывали свое дело. Мне посоветовали провести «кастдев», новое для меня тогда слово, которое означало исследование рынка. Я провела ряд звонков с предпринимателями из бизнес-клуба и выпускниками моего ВУЗа. И абсолютно все сказали, что есть огромная проблема с процессами, кто-то даже сказал, что за бережливым производством будущее.
Комментарии закрыты.