Ядерные секреты: что скрывает советская подводная лодка К-129

21

В 1968 году подводная лодка с ядерным оружием на борту исчезла без следа. Что произошло на самом деле в глубинах Тихого океана — остаётся загадкой до сих пор.

Подводная лодка К-129
На фото: Подводная лодка К-129

Весной 1968 года холодная война достигла своего пика. Именно в этот напряжённый период советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А отправилась в свой последний поход. Этот корабль, построенный на верфях Ленинграда в 1959 году, представлял собой грозную силу: длина — 98 метров, подводное водоизмещение — 2800 тонн, экипаж — 98 человек. Главным оружием лодки были три баллистические ракеты Р-21 с ядерными боеголовками, способные поражать цели на расстоянии до 1400 километров. По своим характеристикам К-129 не уступала американским аналогам типа «Джордж Вашингтон», хотя и имела принципиальное отличие — дизель-электрическую силовую установку вместо атомной.

Капитан 1-го ранга Владимир Кобзарь, назначенный командиром К-129 в 1967 году, в своём последнем письме жене отмечал: «Лодка в хорошем состоянии, хотя и требует внимания механиков. Экипаж подготовлен отлично — мы выполним любую задачу». Эти слова оказались пророческими в самом трагическом смысле.

24 февраля 1968 года К-129 вышла из бухты Крашенинникова на Камчатке для выполнения планового боевого дежурства в Тихом океане. Задача перед экипажем стояла стандартная для того периода — патрулирование заданного района с возможностью нанесения ядерного удара в случае получения соответствующего приказа. Однако, как свидетельствуют рассекреченные документы из архива Тихоокеанского флота, перед самым выходом были зафиксированы неполадки в системе вентиляции аккумуляторных батарей — потенциально опасная ситуация для дизель-электрических подлодок. Но командование флота посчитало, что экипаж сможет контролировать ситуацию.

Последний сеанс связи с К-129 состоялся 8 марта 1968 года. В своём отчёте о боевой службе капитан Кобзарь докладывал: «Задание выполняется в штатном режиме. Погодные условия удовлетворительные. Состояние материальной части в норме» (архив ТОФ, фонд 729, опись 2, дело 15). После этого лодка на связь не выходила. Тревогу забили лишь 12 марта, когда все сроки очередного сеанса связи прошли. Началась масштабная поисковая операция, в которой участвовали десятки кораблей и самолётов Тихоокеанского флота. Но поиски не дали результатов — К-129 исчезла без следа вместе со всем экипажем.

129 1m
На фото: Коллаж ИА Новости России

История поисков К-129 представляет собой одну из самых масштабных и загадочных операций советского ВМФ. Уже через неделю после последнего сеанса связи к поискам подключились все доступные силы Тихоокеанского флота. Контр-адмирал Виктор Дыгало, руководивший операцией, в своем отчете отмечал: «Мы прочесывали район площадью более 10 000 квадратных миль. Были задействованы гидроакустические буи, магнитометры, даже подводные телекамеры». Однако мощные глубины Тихого океана хранили свою тайну — ни обломков, ни следов топлива, ни других свидетельств катастрофы обнаружить не удалось.

В советском военном руководстве постепенно начали склоняться к мысли о возможном столкновении с американской субмариной. Эта версия получила неожиданное подтверждение, когда в апреле 1968 года командование ВМС США неожиданно объявило о потере своей подлодки «Скорпион». Как писал в мемуарах адмирал Сергей Горшков: «Слишком уж подозрительным выглядело это совпадение по времени. Мы запросили объяснений через дипломатические каналы, но получили уклончивые ответы.

5 версий катастрофы

Рассмотрим пять основных версий катастрофы, которые рассматривали советские специалисты:
Первая и наиболее вероятная — столкновение с американской подлодкой. В пользу этого говорили данные радиоразведки о нахождении в районе патрулирования К-129 атомной подлодки USS Swordfish. Капитан 1 ранга Юрий Квятковский, эксперт по навигации, отмечал: «Район патрулирования был известен американцам. Их субмарина могла вести слежку, потерять контакт и случайно протаранить нашу лодку».
Вторая версия — взрыв водорода в аккумуляторных отсеках. Как уже упоминалось, перед выходом были проблемы с вентиляцией. Ветеран-подводник Анатолий Соколов вспоминал: «На проекте 629А иногда скапливался водород. Достаточно одной искры…».
Третья гипотеза — неисправность ракетной системы. В документах отмечалось, что незадолго до выхода проводились работы с ракетными шахтами.
Четвертая версия — попадание в зону природной аномалии. В этом районе Тихого океана фиксировались странные гидрологические явления.
Пятая версия — диверсия. Хотя никаких доказательств этому не найдено, некоторые ветераны флота допускали такую возможность.

Официальная комиссия под руководством адмирала Владимира Чернавина после шести месяцев работы пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной гибели К-129 стало столкновение с иностранной подлодкой. В рассекреченном отчете говорилось: «Характер повреждений (по данным последующего обследования) свидетельствует о мощном внешнем воздействии в районе первого отсека».

В 1974 году история К-129 получила неожиданное продолжение. Американские СМИ сообщили о сверхсекретной операции ЦРУ под кодовым названием «Проект Азориан», в ходе которой со дна океана была поднята часть советской подлодки. Как выяснилось, американцы обнаружили К-129 еще в 1968 году с помощью своей системы гидроакустического наблюдения SOSUS. Вдова капитана Кобзаря, Ольга Ивановна, в своем письме министру обороны писала: «Почему нам не сказали правду? Почему мы шесть лет жили в неведении?».

Технические подробности операции «Азориан» до сих пор полностью не рассекречены, но известно, что американцам удалось поднять носовую часть лодки с глубины около 5000 метров. По данным советской разведки, были извлечены:
• Две ядерные торпеды
• Часть шифровальной аппаратуры
• Тела шести моряков, которых похоронили в море с воинскими почестями

Контр-адмирал в отставке Георгий Костев, участвовавший в анализе данных об этой операции, отмечал: «Американцы получили доступ к нашим военным секретам, но главное — они нарушили морскую могилу. Это противоречит всем традициям моряков».

Советское руководство официально не комментировало инцидент, но в 1975 году были резко усилены меры по защите секретной информации на флоте. Как отмечал в приказе министр обороны Андрей Гречко: «Случай с К-129 показал, что противник готов на любые действия для получения наших технологий.

В 1990-х годах, после распада СССР, появились новые данные о катастрофе. Рассекреченные документы ЦРУ подтвердили, что американцы действительно обнаружили К-129 практически сразу после гибели. Более того, как свидетельствуют эти документы, гидроакустики зафиксировали два взрыва с интервалом в несколько минут, что характерно для последовательного затопления отсеков.

Капитан 1 ранга в отставке Владимир Асанов, много лет изучавший историю К-129, выдвинул новую версию: «Возможно, сначала произошел внутренний взрыв, а когда поврежденная лодка всплыла на поверхность, ее протаранило американское судно, принявшее за браконьеров».

В 1998 году российское правительство официально признало координаты места гибели К-129 — точка в 1600 милях северо-западнее Гавайских островов. На заседании комиссии по увековечиванию памяти погибших моряков было решено: «Считать это место братской могилой и запретить любые работы в радиусе 10 миль».

Современные исследования с помощью глубоководных аппаратов показали, что корпус К-129 разломился на несколько частей. Носовая секция длиной около 40 метров была поднята американцами, а основная часть, включая ракетные шахты, остается на дне. По данным последней экспедиции 2020 года, проведенной российским судном «Академик Мстислав Келдыш», корпус сильно коррозировал, но радиационный фон в районе захоронения не превышает нормы.

Катастрофа К-129 привела к серьезным изменениям в советском ВМФ:

  1. Полностью пересмотрена система связи с подлодками
  2. Усилены меры безопасности при работе с аккумуляторами
  3. Разработаны новые протоколы действий при потере связи
  4. Улучшена подготовка экипажей к аварийным ситуациям
  5. Создана специальная поисково-спасательная служба
    Адмирал Владимир Масорин, бывший командующий ВМФ России, отмечал: «Уроки К-129 актуальны до сих пор. Они заложили основы современной системы безопасности подводного флота».

Сын погибшего старшины 2 статьи Ивана Колосова, Сергей Иванович, поделился своими воспоминаниями: «Отца я почти не помню — мне было четыре года, когда он погиб. Мать до конца жизни ждала, что он вернется. Лишь в 1992 году нам официально сообщили, что лодка найдена«.

Сегодня память о К-129 и ее экипаже живет в музеях флота, мемориальных досках и именах улиц в разных городах России. Ежегодно 8 марта родственники погибших моряков собираются у памятника в Севастополе. Как сказал на одном из таких собраний ветеран-подводник Виктор Терехов: «Они выполнили свой долг до конца. Теперь наш долг — помнить«.

История К-129 остается незавершенной. До сих пор не ясны точные обстоятельства катастрофы, не все тела подняты для достойного захоронения, не все секретные документы рассекречены. Но главное — не раскрыта до конца тайна последних минут экипажа. Как писал в своем докладе эксперт-океанограф Михаил Флинт: «Океан не спешит расставаться со своими тайнами. Но мы обязаны продолжать поиски правды — ради памяти тех, кто остался в глубинах«.

Комментарии закрыты.