Глобальные процессы последних двух лет в мире сказались на общей экономической ситуации и на потребительских предпочтениях при выборе недвижимости. Что изменилось в психологии людей, рассказывает Юлия Березникова, член Совета директоров КП «Британика».

На первое место у покупателя сегодня выходят уединенная и комфортная локация и безопасная среда, возможность жить в экологически чистом районе поближе к природе, развитая транспортная инфраструктура, условия покупки и, конечно, собственная автономная либо расположенная поблизости комплекса инфраструктура. Все чаще покупатели делают выбор в пользу загородной недвижимости. К тому же сегодня в это направление пришли крупные игроки из сегмента городских новостроек, которые задают более высокий стандарт продукта. И если в пандемию спрос на загородку формировался в основном благодаря возможностям уединенности и пребывания на свежем, чистом воздухе, то сейчас на первый план выходят совсем другие запросы.
Эффект отложенного спроса
Последние два года качественным образом изменили поведенческие модели покупателей новостроек. По данным экспертов «Авито», сегодняшние потребители приобретают недвижимость в разы меньше относительно заявок и просмотров, чем это было два или три года назад. То есть при сохраняющемся интересе, конверсия в сделки гораздо ниже. Кроме этого, увеличилось время экспозиции. Пользователям больше нет смысла пытаться успеть «схватить» желаемый лот по «последней цене», ведь за ней последует неизменное удорожание или даже желаемую квартиру купит кто-то другой. Наоборот – за два последние года застройщики настолько избаловали потребителя всевозможными скидками и рассрочками, что это дало обратный эффект: сегодняшний покупатель неторопливо и внимательно изучает предложения рынке, надеясь дождаться еще более выгодного для себя предложения.
Конечно, такое поведение застройщиков объяснимо объективной ситуацией – за два последних года индустрия переживала один удар за другим – однако результат теперь налицо.
Еще одним тормозом к покупке эксперты называют многовариативность и непрозрачную выгоду от различного рода ипотечных программ на рынке. Действительно, если раньше мы выбирали главным образом банк и ипотечную ставку, то сегодняшний покупатель сперва изучает все предложенные ему варианты и оценивает, подходят ли они лично ему или нет.
Только за два последних года к уже известным и привычным всем льготным программам, как «ипотека с господдержкой», «семейная ипотека», «сельская ипотека» и «дальневосточная ипотека» прибавились «ипотека для IT-специалистов», «траншевая ипотека», «Херсонская ипотека» и ипотека для других новых территорий России и пр. Поэтому, принимая решение о покупке, покупатель сегодня дольше изучает все кредитные варианты, а также просматривает большее количество комплексов на предмет соответствия их льготным ипотечным программам. Все это – удлиняет сроки принятия решения о покупке.
И все же: какие продуктовые характеристики в сегодняшней ситуации по-прежнему положительно влияют на решение покупателя о покупке?

Чего хотят покупатели?
Одним из устоявшихся трендов потребительских предпочтений последних лет на рынке недвижимости стал запрос на экологичность и приватность проживания. Под экологичностью в широком смысле слова можно понимать самые разные критерии: это и строительство из «невредных» материалов, и энергосберегающие технологии при возведении дома и его эксплуатации, и озеленение, и чистое благополучное окружение комплекса. Все более частый запрос у покупателей новостроек – наличие собственного парка, сквера или зеленой зоны в проекте. По данным проведенного агентством «Петербургская недвижимость» исследования, наибольший процент – 39% респондентов – назвали наличие собственной «зеленой зоны» решающим фактором при приобретении жилья. В этом смысле хорошей альтернативой многоквартирной новостройке для многих покупателей становится приобретение загородной недвижимости в ближайших к мегаполису районах с развитой инфраструктурой.
Москвичи или жители Санкт-Петербурга сегодня с удовольствием меняют свою локацию на Подмосковье или Ленинградскую область
Так, многие москвичи или жители Санкт-Петербурга сегодня с удовольствием меняют свою локацию на Подмосковье или Ленинградскую область. Кстати, запрос на приватность загородная недвижимость также удовлетворяет: в коттеджных поселках факторы безопасности и уединенности реализованы гораздо эффективнее, чем в многоквартирных домах. А комьюнити соседей формируется из жителей с похожими ценностями и жизненными установками, а не просто из случайных соседей по району. Да и знать в лицо всех обитателей поселка гораздо проще, чем в многотысячном «человейнике».
Другим важным запросом покупателей жилья в последние годы стали повышенные требования к безопасности. Под ними также понимается – крайне широкий список характеристик: закрытая территория с видеонаблюдением и круглосуточной охраной, собственный подземный или пристроенный паркинг, двор без машин, разделение потоков жителей и посетителей комплекса (гостей, курьеров, реализация сервиса «последней мили» усилиями консьержей и персонала и так далее). По данным «Петербургской недвижимости» этот фактор назвали принципиальным при выборе жилья 18% респондентов.
Еще одним немаловажным критерием, на который обращают внимание покупатели в пользу приобретения недвижимости в том или ином комплексе является наличие инфраструктуры, прежде всего, социальной (школ, детских садов, больниц и пр.) в непосредственной близости от места проживания. При этом они необязательно должны быть построены в самом комплексе, достаточно, если это будут – действующие объекты, которые находятся в пешей доступности или с возможностью легко добраться до них на общественном или личном транспорте. Из этого возникает другой немаловажный фактор, одинаково критичный как для городской, так и загородной недвижимости – парковка и сервисы для личного транспорта.
Паркинг уже давно стал насущной потребностью любого покупателя новостройки. Сегодня паркинги в жилых комплексах в обязательном порядке должны быть подземными, многоуровневыми, а в загородных проектах – отдельной пристройкой к дому, куда эстетично и безопасно можно припарковать собственный автомобиль. При этом личный транспорт в комплексах «обрастает» и дополнительными сервисами в виде охраны, валет-сервиса, приложения, мойки и так далее.
Как видим, современные покупатели за последние два года сделали решительный шаг в сторону самообразования при приобретении жилья, а также отдают предпочтение удобству и сервисам. А вот грань между проживанием в городе и за городом у потребителя незаметно стирается, и будущий житель готов рассмотреть все варианты, соответствующие его критериям.
Комментарии закрыты.